Сообразили на двоих

11 июня 2012, 00:00

Два крупнейших российских оператора контейнерных перевозок, «Трансконтейнер» и «Феско», заключили соглашение, предусматривающее фактический альянс этих компаний.

Компаниями заключен ряд договоров транспортно-экспедиторского обслуживания. Отныне «Трансконтейнер» сможет пользоваться портовыми мощностями «Феско» для морских перевозок в каботаже на Сахалин, Камчатку, Магадан и по экспортно-импортным направлениям. В свою очередь «Феско» — услугами «Трансконтейнера» по железнодорожным перевозкам контейнеров и обслуживанию их на терминалах.

У «Феско», сформированной на базе Дальневосточного морского пароходства, значительные возможности по осуществлению морских контейнерных перевозок. «Трансконтейнер» — обладатель самого крупного в стране парка железнодорожного подвижного состава для контейнерных перевозок, что позволяет ему контролировать, по данным самой компании, до 58% рынка. Проблема в том, что «Феско» сама имеет значительный (до 8% рынка) парк такого подвижного железнодорожного состава. Получается, что работающие в одной нише и, следовательно, конкурирующие между собой компании идут на сотрудничество, то есть фактически на действия, близкие к картелированию рынка контейнерных перевозок. Естественно, и в «Феско», и в «Трансконтейнере» возможность объединения подвижного состава, заключения картельных договоров или слияния активов отрицают.

Но как в таком случае, «обрабатывая» одних и тех же клиентов, «Феско» и «Трансконтейнер» будут делить получаемую прибыль? Назвать соответствующие доли в компаниях отказались. Однако в «Трансконтейнере» при этом отметили, что договоры с «Феско» не являются чем-то уникальным для отрасли, компания сотрудничает и с другими операторами морских перевозок. И доля совместных с «Феско» перевозок на настоящий момент совсем невелика, она не превышает 1% от оборота компании.

Такая производственная кооперация для борьбы за клиента означает формирование особой услуги на рынке, когда в рамках единого сервиса предоставляются и перевозка по морю, и перегрузка в порту, и доставка по железной дороге. В «Феско» давно проявляли интерес к установлению контроля над «Трансконтейнером», постепенно наращивая свою долю в его капитале. Так что развитие этой кооперации может быть очередным шагом к слиянию активов.