Регионы ждут сигналов

Потенциал экономического развития большинства российских регионов очень высок, но полностью он сегодня не реализуется. Причин тому много, но главная из них, возможно, в том, что пока не ясно, какую стратегию выберет новое руководство страны: страхование от предположительных невзгод или реальные инвестиции в модернизацию страны

Фото: ИТАР-ТАСС

Состояние экономики такой огромной страны, как Россия, достаточно просто оценить лишь в двух случаях: когда все везде растет или когда все плохо. Сейчас складывается ощущение, что экономика на распутье, хотя в целом и демонстрирует более чем четырехпроцентный рост — многие западные страны о таком показателе сегодня могут лишь мечтать.

Чего же ждет российская экономика?

Во-первых, пока непонятно, чем обернется кризис в Евросоюзе, на который завязаны многие проекты на нашей территории и значительная доля экономических связей. Во-вторых, возможны изменения стратегии развития страны после минувших президентских выборов. Проявлять умеренность регионы заставляют и некоторые бюджетные новации, приведшие к дефициту средств в ряде наиболее мощных субъектов федерации. Наконец, бо́льшая часть страны, та, что за Уралом, ждет прояснения ситуации с новым федеральным министерством, которое должно заняться развитием Сибири и Дальнего Востока. Шаг небывалый. И то, что о его функциях, возможностях и стратегической линии пока практически ничего не известно, порождает на местах мечты о том, что наконец-то в огромный регион потекут соответствующие его масштабу финансовые средства, которые пойдут на создание новой передовой экономики и комфортной среды обитания.

Но больше всего в специфике экономического развития российских регионов настораживает то, что его главной движущей силой являются не частные инвестиции, а госбюджет.

СЕВЕРО-ЗАПАД

Лидер хандрит

Особенность Северо-Западного федерального округа (СЗФО) в том, что консолидированные экономические показатели регионов во многом зависят от Санкт-Петербурга, бюджетного лидера. Сегодня новости с берегов Невы не внушают оптимизма. Отчет Комитета финансов, представленный на заседании правительства, подтвердил самые мрачные прогнозы. От налога на прибыль, который традиционно был главным источником пополнения казны, в первом квартале город получил всего 20,8 млрд рублей, ровно в полтора раза меньше, чем за тот же период прошлого года (31,6 млрд). Бюджет окончательно не «поплыл» только благодаря тому, что поступления по другим важнейшим налогам продемонстрировали положительную динамику. Больше других этому поспособствовал НДФЛ, поступления от которого увеличились на 13,7% и достигли 27 млрд рублей. Собственно, НДФЛ и стал теперь главным источником пополнения городской казны.

Уменьшение объема доходов связано с изменением федерального законодательства. В частности, как пояснил председатель петербургского Комитета финансов Эдуард Батанов, с января 2012 года в бюджете города не отражаются доходы от предпринимательской деятельности бюджетных и автономных учреждений — они перечисляются непосредственно на их лицевые счета.

Но главная перемена в федеральном законодательстве, приведшая к снижению доходов, — вступление в силу с начала года так называемого закона о консолидации. Он стимулирует компании нефтегазового сектора платить налог на прибыль не по месту регистрации юрлица, а в тех регионах, где сконцентрированы производственные

У партнеров

    «Эксперт»
    №24 (807) 18 июня 2012
    Протесты
    Содержание:
    Скромные миллионы

    Болотная, какой мы ее знали, подошла к концу. Осенью протест будет либо с другими лозунгами и лидерами, либо утратит политическое значение

    Международный бизнес
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама