Роман Троценко отдал швартовы

Алексей Хазбиев
заместитель главного редактора журнала «Эксперт»
25 июня 2012, 00:00
Фото: ИТАР-ТАСС
Роман Троценко

Президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Роман Троценко написал заявление с просьбой освободить его от занимаемой должности по собственному желанию с 1 июля нынешнего года. Документ уже поступил в совет директоров ОСК и в аппарат вице-премьера Дмитрия Рогозина, курирующего в правительстве оборонку. В том, что отставка будет принята, нет никаких сомнений: соответствующая директива Росимущества для голосования на годовом собрании акционеров корпорации уже подготовлена. За последние пять лет это четвертая смена руководства судостроительной корпорации. Правда, пока неизвестно, кто займет освободившееся место. В правительстве рассматриваются кандидатуры гендиректора дочернего предприятия корпорации ПО «Севмаш» Андрея Дьячкова и вице-президента ОСК Анатолия Тюкова. Но кто бы из них ни занял кресло главного судостроителя страны, влияние на корпорацию главы «Роснефти» и неформального куратора ОСК Игоря Сечина в любом случае резко снизится.

Напомним, именно Сечин был главным инициатором назначения Троценко на должность президента ОСК в 2009 году. Такое решение во многом было продиктовано грандиозными планами «Газпрома» и «Роснефти», которых курировал в правительстве тогдашний вице-премьер. Обе компании планировали начать масштабную разработку сразу нескольких крупных месторождений углеводородов на шельфе северных морей, для чего требовалось в течение двух десятилетий построить свыше 50 нефтяных и газовых платформ, а также несколько десятков танкеров, газовозов и вспомогательных судов. В целом эти проекты оценивались более чем в 20 млрд долларов. Но для того, чтобы монополии могли контролировать свои издержки, во главе ОСК должен был стоять свой человек. Им оказался сорокалетний предприниматель Роман Троценко, имевший не только богатый опыт управления сложными активами, но и весьма неоднозначную репутацию довольно жесткого хозяина. В начале 2000-х под контроль Троценко перешли Московское речное пароходство, «Мостурфлот», «Речресторансервис», а также порты Кимр, Серпухова и Касимова. В 2007 году он создал корпорацию AEON, которая в жесткой борьбе установила контроль над несколькими крупными региональными аэропортами, в том числе Челябинска, Барнаула, Томска, а также стала владельцем более 1 млн кв. метров московской недвижимости. Этот опыт позволил Троценко в кратчайшие сроки консолидировать в рамках ОСК едва ли не все более или менее крупные судостроительные российские активы, включая «Балтийский завод» и «Северную верфь», которыми владел бывший сенатор от Тувы Сергей Пугачев. Однако решить главную задачу российского судостроения — снизить производственные издержки — Троценко так и не смог. Строительство танкеров, балкеров и контейнеровозов на корейских и китайских верфях по-прежнему обходится российскому заказчику почти в полтора раза дешевле и происходит в два раза быстрее, чем на отечественных. Справедливости ради заметим, что острой необходимости бороться за снижение издержек во чтобы то ни стало у менеджмента ОСК в последние месяцы уже не было, так как сроки реализации масштабных проектов освоения шельфа были сдвинуты.

Тем не менее определенных успехов Роман Троценко достиг. Под его руководством годовая выручка ОСК выросла почти втрое, до 200 млрд рублей, а чистая прибыль — в пять раз, с 155 млн до 780 млн рублей. «Ежегодно мы увеличиваем выручку на 22–25 процентов и такими темпами будем расти как минимум четыре-пять лет», — говорил Троценко в начале нынешнего года. Сейчас портфель заказов ОСК превышает 1 трлн рублей и в ближайшие годы будет только увеличиваться. По расчетам Минпромторга, в ближайшие восемь лет в России будет построено 1352 судна. Почти все эти заказы достанутся ОСК. Она уже назначена единственным исполнителем госзаказа на сооружение четырех дизель-электрических ледоколов на общую сумму свыше 25 млрд рублей. Осенью ОСК должна получить заказ на строительство серии атомных ледоколов (не меньше 100 млрд рублей). Всего же на судостроительство из бюджета будет выделено 231 млрд рублей. Это позволит корпорации за ближайшие несколько лет увеличить долю гражданских заказов с 17 до 30%. Что касается заказов оборонки, то в течение восьми лет российский Военно-морской флот, как ожидается, закупит у ОСК не менее сотни кораблей и подводных лодок. Именно с военными заказами у Романа Троценко возникли самые сложные проблемы. Месяц назад глава ОСК отказался подписывать контракт с Минобороны на строительство пяти атомных подводных лодок стратегического назначения класса «Борей». Свое решение Троценко объяснил тем, что при нынешних ценах, на которых настаивало Минобороны, корпорация получит от сделки одни убытки. Напомним, наше военное ведомство требовало изготовить подлодки исходя из цены 17,5 млрд рублей за штуку, а ОСК хотела получить за каждую подлодку минимум 26 млрд рублей. В итоге в конфликт кораблестроителей и военных вынужден был вмешаться президент Владимир Путин. На специально созванном совещании под его руководством было решено, что за пять подлодок Минобороны заплатит почти всю положенную сумму — 124 млрд рублей, но при этом ОСК получит право в 2015 году запросить у военных увеличение финансирования на создание подводных крейсеров. Большинство экспертов оборонно-промышленного комплекса считают, что именно конфликт с министром обороны Анатолием Сердюковым и стал главной причиной отставки Романа Троценко. Сам он комментировать эту ситуацию не стал, заявив лишь, что отработал в корпорации определенный ему срок и теперь перейдет на работу в одну из правительственных структур.