Бизнесом против кризиса

Международный бизнес
Москва, 02.07.2012
«Эксперт» №26 (809)
В условиях экономического кризиса предпринимательство становится важным фактором развития экономики — ведь малый и средний бизнес часто пользуется возможностями которые предоставляет кризис

Рисунок: Игорь Шапошников

В то время как состоянию государственных финансов Греции журналисты по всему миру в последние годы уделяли непропорционально много внимания, о греческом бизнесе пишут нечасто. Однако греческие предприниматели не только существуют, но и очень неплохо ведут дела. Например, Спирос Теодоропулос, который еще в 1980-х решил, что работать простым менеджером по продажам в большой компании ему неинтересно, и основал свой бизнес. Первым делом предприимчивого грека оказался импорт спичек. И хотя он заказал не тот тип спичек, что изначально планировал, они принесли ему неплохой доход. Благодаря этому в 1986 году Теодоропулос купил компанию по выпуску сырных палочек Chipita. Спустя несколько лет он нашел нескольких инвесторов, которые позволили ему расширить ассортимент: его фабрика стала выпускать круассаны, десерты и торты — как раз те продукты, мода на которые тогда началась на греческом рынке. За прошедшие двадцать пять лет небольшая фабрика с оборотом 1 млн евро превратилась в международный кондитерский бизнес с объемом продаж 470 млн евро, 9 тыс. сотрудников, с производством в десяти странах и со сбытом в сорока. Причем на рынки за пределами Греции сегодня приходится 81% продаж Chipita.

Неудивительно, что в национальном конкурсе предпринимателей, который проводится под эгидой греческого офиса международной компании Ernst & Young, Теодоропулос выиграл приз «Предприниматель года — 2011». Подобные конкурсы E&Y проводит в 51 стране — от Чили до Эстонии, от Канады до Вьетнама. Причина такого интереса E&Y к этой сфере заключается в том, что быстрорастущие компании, которые чаще всего являются предпринимательскими по своему характеру, растут быстрее крупных сложившихся корпораций и активнее создают рабочие места (как раз такой тип российских компаний журнал «Эксперт» называет «газелями»). Это особенно актуально для периодов кризиса или стагнации, которые дают предпринимателям возможности для роста. Например, по оценкам Ernst & Young, компании, которые вошли в ее программу «Предприниматель года — 2011» с 2009 года увеличили число занятых в среднем на 18%. А тем временем в большинстве развитых экономик безработица выросла примерно на 10%.

По заветам Шумпетера

«В условиях кризиса предприниматели процветают. Ведь там, где многие видят проблемы, они видят возможности. Там, где мы боимся неопределенности, они любят риск. Они не боятся неудачи. Когда все пытаются укрыться и обрести безопасность, для них появляется возможность выйти вперед, продвигая перемены. Хаотичные рынки — самые лучшие условия для предпринимателей. Половина компаний из списка крупнейших компаний Fortune-500 основаны во время кризисов. В такое время, как сейчас, новые успешные компании создаются предпринимателями», — рассказала «Эксперту» Мария Пинелли, глобальный вице-президент Ernst & Young.

По мнению экспертов E&Y, сегодня предпринимательство играет ключевую роль в определении экономических перспектив ведущих экономик. В то время как многие развитые страны оказались на г

У партнеров

    «Эксперт»
    №26 (809) 2 июля 2012
    Госуправление
    Содержание:
    Греф как симптом

    Технологии не могут заменить институты — краудсорсинг и открытое правительство останутся дорогими игрушками, если в стране нет действенных механизмов политического участия

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама