Попытка уйти от чехарды с бюджетом

Повестка дня
Москва, 02.07.2012
«Эксперт» №26 (809)

Фото: АР

Бюджетное послание президента на ближайшую трехлетку содержит ряд важнейших новаций. Прежде всего, сделана попытка зафиксировать системные правила работы с подверженными непредсказуемой внешней конъюнктуре нефтегазовыми доходами бюджета. При этом, что принципиально важно, накопление бюджетных резервов уже не является единственным приоритетом государства — часть ресурсов предполагается направлять на госинвестиции.

Стратегический возврат к долгосрочным бюджетным правилам, хоть и в несколько иной конфигурации, нежели действовавшая до кризиса, можно только приветствовать. В их отсутствие бюджетное планирование все больше напоминало трагифарс. Возьмем ситуацию нынешнего года. Не далее как 6 июня президент подписал скорректированный бюджет на 2012 год, пересчитанный в апреле исходя из повышенной со 100 до 115 долларов за баррель среднегодовой цены нефти, позволившей увеличить расчетные доходы и расходы бюджета, а также снизить дефицит с 1,5% ВВП до 0,1% ВВП. Однако сегодня сделанная коррекция уже выглядит неадекватной. «Падение цен на нефть, наблюдаемое в последнее время, может привести к исполнению федерального бюджета в 2012 году со значительно большим дефицитом, чем запланировано сейчас, а также к невыполнению планов по наполнению Резервного фонда», — заявил на Петербургском международном экономическом форуме министр финансов Антон Силуанов. «Дефицит бюджета, вероятно, будет больше, чем он сегодня запланирован, — 0,1 процента ВВП. Скорее всего, он будет около 1,5 процента ВВП, как было изначально», — сказал Силуанов в беседе с журналистами.

Теперь же при планировании расходов федерального бюджета ориентиром станет долгосрочная средняя цена нефти — сначала за пять лет, затем расчетный период будет последовательно увеличиваться на один год. Таким образом, через пять лет российский бюджет будут рассчитывать, уже исходя из средних нефтяных котировок за десятилетний период. Если фактическая цена нефти оказывается выше средней, то дополнительные доходы направят в Резервный фонд, если нефть подешевеет, в бюджет поступят средства именно этого Резервного фонда в объеме недополученных нефтегазовых доходов. Будет законодательно установлен максимальный размер Резервного фонда. Средства сверх этого объема предлагается направлять в Фонд национального благосостояния. При этом часть средств фонда пойдет на финансирование инфраструктурных и других приоритетных проектов (финансирование проектов из ФНБ возможно только сверх объемов, необходимых для трансфертов Пенсионному фонду).

Еще одним принципиально важным месседжем бюджетного послания стал фактически провозглашенный мораторий на повышение налогов для несырьевых секторов экономики. «Учитывая наши задачи по снижению сырьевой зависимости, считаю правильным не повышать и зафиксировать существующий уровень налоговой нагрузки для несырьевого сектора. Накладывать на него какие-либо дополнительные обременения недальновидно, нерационально и опасно», — заявил Владимир Путин на встрече с членами правительства в день подписа

У партнеров

    «Эксперт»
    №26 (809) 2 июля 2012
    Госуправление
    Содержание:
    Греф как симптом

    Технологии не могут заменить институты — краудсорсинг и открытое правительство останутся дорогими игрушками, если в стране нет действенных механизмов политического участия

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама