Конец импортной стирки

Русский бизнес
Москва, 09.07.2012
«Эксперт» №27 (810)
Немецкая компания Bosch und Siemens Hausgeräte открыла в Стрельне под Петербургом предприятие — завод по производству стиральных машин, один из крупнейших в стране. Импортные стиральные машины перестают доминировать на российском рынке

Фото: Александр Крупнов

Российское машиностроение пополнилось новым заводом полного цикла, его специализацией будет выпуск стиральных машин под брендами Bosch и Siemens (в соотношении примерно 70 к 30). Инвесторам проект обошелся в 1,2 млрд рублей, еще 800 млн вложено в расширение логистического комплекса.

До сих пор российский рынок стиральных машин был фактически поделен между тремя крупнейшими игроками: итальянской Indesit (до 2005 года компания называлась Merloni, ей принадлежат бренды Indesit и Ariston), корейской LG и немецкой BSH (бренды Bosch и Siemens). На продукцию этих брендов приходится примерно 60% всего российского рынка. Интрига заключалась в том, что только немцы не имели в России производственных мощностей, предпочитая свою продукцию импортировать. Именно это обстоятельство и стало причиной изменения расклада среди основных игроков. Ряд производителей «второго плана», вроде турецких Koç Group (бренд BEKO) и Vestel и итальянской Candy, свое производство в России локализовали и по показателю рыночной доли смогли вплотную приблизиться к немцам (по оценкам «Эксперта», доля турецких производителей составляет 15–16%, в то время как доля двух немецких компаний не превышает 16%).

Bosch и Siemens такая ситуация, естественно, не устраивала, и они решились на полномасштабные инвестиции, создав от лица существующего с 1960-х годов совместного предприятия Bosch und Siemens Hausgeräte (BSH) российскую «дочку» «БСХ бытовые приборы» специально для локализационного проекта на территории нашей страны.

По проторенной дорожке

Засилье иностранных брендов стиральных машин на нашем рынке не удивляет. В советские времена заводов было понастроено достаточно, однако качество продукции страдало. Более или менее дееспособным считался лишь завод стиральных машин «Веста» в Кирове, известный своей бюджетной маркой «Вятка-автомат». Но и ему тяжело давалась конкуренция с иностранными марками, так что в 2006-м легенду советской промышленности бытовых приборов купила итальянская компания Candy. Она провела глубокую модернизацию, превратив российский завод в сборочное производство собственных марок.

Но еще до Candy в России обосновался нынешний лидер рынка — итальянская Merloni Elettrodomestici. В 1999 году она купила у НЛМК доставшийся ему в ходе приватизации завод холодильников «Стинол» и к 2004 году развернула на его площадях еще и выпуск стиральных машин.

Чуть позже, в 2006-м, к Merloni, к тому моменту переименованной в Indesit, добавились турецкая Koç Group и корейская LG, построившие заводы в «чистом поле» (соответственно, в Киржаче Владимирской области и в подмосковной Рузе). В том же году турецкая Vestel открыла предприятие на базе одноименного телевизионного завода в Александрове Владимирской области.

Из этих примеров видно, что почти все компании (за исключением LG и Koç Group) свое новое производство в России размещали на базе уже существующего. Это вполне логично, поскольку таким образом сильно снижаются вспомогательные расходы на создание транспортной инфраструктуры, поиск

Новости партнеров

«Эксперт»
№27 (810) 9 июля 2012
Региональное развитие
Содержание:
Мертвый восток

Сибирь и Дальний Восток все больше погружаются в демографическую и экономическую пропасть. Люди не хотят добывать полезные ископаемые, они хотят просто жить по-человечески

Международный бизнес
Экономика и финансы
Потребление
Реклама