Слава Богу, у нас есть масса

Наука и технологии
Москва, 09.07.2012
«Эксперт» №27 (810)
Открытие бозона Хиггса легализовало массу обычного вещества Вселенной. Однако обольщаться не стоит — за 95% остальной вселенской массы отвечает что-то другое

Рисунок: Константин Батынков

Историческая пресс-кон­фе­рен­ция в Женеве началась 4 июля в 9.00 по центральноевропейскому времени, прямая трансляция велась десятками ведущих мировых СМИ. После многих лет унылого пребывания на задворках новостей былые кумиры второй половины ХХ века, физики-ядерщики, снова оказались в центре внимания международной общественности. К объявлению результатов статистического анализа данных, которые получили две команды специалистов, работающие на Большом адронном коллайдере (LHC) в ЦЕРНе, крупнейшем в мире международном центре экспериментальных исследований в области физики высоких энергий, было приковано внимание миллионов профессионалов и любителей.

Общая атмосфера в женевской аудитории очень напоминала концерт звезд рок-музыки. Доклады двух главных спикеров неоднократно прерывались шумными овациями, свистом и восторженными криками слушателей, значительная часть которых простояла в очереди всю ночь ради того, чтобы попасть на утреннее шоу. Маститые ученые-физики не скрывали эмоций, по свидетельствам очевидцев, многие из присутствовавших в зале теоретиков и экспериментаторов плакали от радости.

Всеобщий триумф и эйфорию вызвала сбывшаяся наконец-то мечта нескольких поколений профессиональных охотников за мельчайшими объектами мироздания: два детектора LHC зафиксировали распад самого экзотического представителя «зоопарка элементарных частиц» — бозона Хиггса. Пойманная участниками параллельных экспериментов ATLAS и CMS частица стала последним, 17-м, кирпичиком в прихотливом фундаменте Стандартной модели (СМ) физики элементарных частиц, заложенном еще в начале 70-х годов прошлого века.

Учеными, работающими на LHC, сделано научное открытие, которое можно считать как минимум крупнейшим достижением фундаментальной физики начала ХХI века — после того как в 1995 году на Теватроне в Fermilab (Чикаго, США) в полном соответствии с теоретическими предсказаниями СМ была обнаружена самая тяжелая из известных науке к настоящему времени частиц — верхний (top) кварк массой в 176 ГэВ (гигаэлектронвольт). Более того, по мнению многих ученых, фактическое открытие в ЦЕРНе новой частицы, непосредственно отвечающей за таинственный механизм приобретения масс всеми прочими элементарными частицами, — настоящий прорыв в этой области научных исследований за последние несколько десятилетий. И хотя сами непосредственные участники женевских экспериментов пока предпочитают осторожничать, называя частицу лишь «новым бозоном» или «частицей, которая в целом ведет себя в соответствии с теоретическими предположениями об основных физических характеристиках бозона Хиггса», сделать заявление об официальном открытии им мешает только научная этика — требуется обширный набор строгих доказательств.

Бурные празднества вызвал еще один фактор. Пока не был официально найден бозон Хиггса, новые научные мегапроекты, и прежде всего международный линейный коллайдер (ILC), предварительная оценка стоимости строительства которого варьируется в диапазоне 20–25 млрд долларов, долгое время находились в по