Лакомство для малого бизнеса

Русский бизнес
Москва, 16.07.2012
«Эксперт» №28 (811)
Региональный производитель мороженого из Томска нашел спасение от крупных конкурентов. В результате появилась федеральная сеть премиальных кафе-мороженых «33 пингвина»

Фото: Алексей Майшев

Чтобы попасть в штаб-квартиру «33 пингвинов», мы с фотографом поднимаемся на второй этаж по крутой лестнице, потом долго идем по узким коридорам-лабиринтам. Кажется, что обратную дорогу уже не найти. Со стен сыплется штукатурка, по углам валяются какие-то плакаты. Эти помещения достались компании вместе с заводом — бывшим Томским хладокомбинатом. «В офисе сейчас ремонт, делаем новую пристройку», — еще по телефону предупредила нас Елена Рыбина, гендиректор «33 пингвинов». Вероятно, догадывалась, что нас шокирует контраст между этим неухоженным лабиринтом и до последней ложечки продуманным дизайном торговых точек премиального мороженого «33 пингвина».

В офисе тоже тесно. Правда, эта теснота уже не пугает: все-таки мы оказались в правильном месте. Столы маркетологов завалены рекламными материалами с пингвинами, тут же на компьютере пингвина обрабатывают в графическом редакторе. В одной из комнат через головы толпящихся сотрудников мы разглядываем доску, на которой расписаны менеджеры по городам присутствия сети — на западе и на востоке от Томска. Сейчас у «33 пингвинов» более 650 торговых точек в 80 городах — от Мурманска до Южно-Сахалинска, а к концу этого года будет почти тысяча (см. график 1).

Компания еле поспевает за своим ростом, поэтому и строит новый офис. Оборот увеличивается на десятки процентов в год, и это на рынке, балансирующем между стагнацией и падением (см. график 2). Такие темпы обеспечивает главным образом продажа франшизы, за последние три года число франчайзи у «33 пингвинов» выросло на порядок. В результате им удалось уверенно обосноваться в нише кафе-мороженых, в которой раньше работали только транснациональные игроки Baskin-Robbins и Unilever (бренд Carte D’Or). А все дело в том, что у «33 пингвинов» одна из самых дешевых «общепитовских» франшиз, и притом она быстро окупается. Это обеспечило популярность томскому бренду среди мелких предпринимателей, которые не в состоянии купить франшизы других сетей (см. график 3).

Десерт в большой ванне

На рынке мороженого господствуют крупные игроки, на десятку сильнейших приходится до 60% продаж. В начале 2000-х, когда процесс консолидации уже шел, основатели «33 пингвинов», трое выпускников томского Физтеха, попали на этот рынок почти случайно. Были дистрибуторами замороженных продуктов и взяли мороженое для ассортимента. В этой категории хуже всего шли продажи у консервативного Томского хладокомбината, выпускавшего простые стаканчики и эскимо. «Мы просим их сделать мороженое, какое нам нужно: с орехами, в виде елочки или сердечка. Они отвечают: хорошо, завтра. Сезон проходит — завтра», — негодует Олег Федченко, один из основателей компании. В итоге настырные партнеры купили хладокомбинат, заменили оборудование и стали выпускать необычное мороженое: придумали, как делать глазурь слоями, стали выпускать сложные торты из мороженого.

Второй отличительной чертой рынка мороженого были, да и сейчас остаются, ценовые войны. «Все занимались экономией: уменьшали объем порции, использовали глазур

Новости партнеров

«Эксперт»
№28 (811) 16 июля 2012
Наводнение на Кубани
Содержание:
Тема недели
Международный бизнес
Экономика и финансы
Частные инвестиции
Потребление
На улице Правды
Реклама