«Мегафон» продвинулся на Yota

Русский бизнес
Москва, 23.07.2012
«Эксперт» №29 (812)
«Мегафон» и «Скартел» объединились в новый телекоммуникационный холдинг. Он станет самым значимым игроком на поле предоставления услуг связи четвертого поколения

Фото: Эксперт Online

Garsdale — так называется новый российский телекоммуникационный гигант, появившийся в результате объединения активов операторов «Мегафон» и «Скартел» (ему принадлежит бренд Yota). Сумма сделки не раскрывается, но в целом независимые источники оценивают «Мегафон» в 15 млрд долларов, а «Скартел» — в 1 млрд. Согласно официальному сообщению «Скартел», основной акционер «Мегафона» группа «АФ Телеком» Алишера Усманова внесла в капитал нового холдинга 50% акций «Мегафона» и получила в Garsdale долю в 82%. Акционеры «Скартела» фонд Telconet Capital Сергея Адоньева (74,9%) и «Ростехнологии» (25,1%) внесли 100% «Скартела» и получили 18%. Впрочем, сделка скорее похожа не на слияние двух компаний, а на поглощение «Скартела», находящегося в предбанкротном состоянии. Основной привлекательный актив «Скартела» — частоты на предоставление связи четвертого поколения (4G).

Компания «Скартел» была создана в 2008 году, тогда она получила частоты (диапазон 2,5–2,7 ГГц) для строительства сетей беспроводной передачи данных в стандарте WiMax. В прошлом году компания получила разрешение на использование своего частотного ресурса для технологии передачи данных четвертого поколения стандарта LTE.

В последнее время бизнес «Скартел» успешным назвать нельзя. «Сначала Yota развивалась довольно успешно, у нее было хорошее финансирование, — рассказывает Денис Кусков, глава информационного агентства TelecomDaily. — Потом финансирование закончилось, компании приходилось искать кредиты для развития. В лучшие времена число абонентов Yota превышало миллион, а сейчас их порядка 500 тысяч».

В неформальных разговорах участники рынка предполагают, что именно близость к «Ростехнологиям» в свое время помогла «Скартел» получить необходимые частоты. Но даже несмотря на государственный ресурс, в своем развитии Yota допустила ряд стратегических ошибок. Она изначально сделала ставку на умирающий стандарт WiMax. С появлением более прогрессивного стандарта LTE компании пришлось спешно на него перейти, что вызвало недовольство абонентов — они были вынуждены, хоть и бесплатно, поменять свои старые WiMax-модемы на новые LTE. И когда в начале мая Yota начала работать в новом стандарте, ее колл-центр временно обрушился: он не смог справиться с наплывом звонков — одни абоненты не знали о переходе на LTE-стандарт, другие не смогли самостоятельно настроить новое оборудование.

Нельзя также назвать удачными попытки Yota позиционировать себя в качестве продавца контента. В начале июля Yota закрыла свой платный музыкальный сервис «Yota музыка», неважно идут дела у сервиса платного просмотра видео Yota Play: пользователи не готовы платить за музыку и видео, имея возможность бесплатно скачивать их в торрентах или в социальных сетях. Yota до сих пор убыточна, по некоторым данным, у компании большой долг, размер которого, впрочем, официально не оглашается.

Примечательно, что переговоры о продаже «Скартела» велись давно. Еще в 2010 году компанию хотел купить «Ростелеком», а в прошлом году меморандум о сотрудничест

У партнеров

    «Эксперт»
    №29 (812) 23 июля 2012
    Буржуазная демократия
    Содержание:
    Наша революция

    Ключевыми событиями прошедшего политического года были создание Общероссийского народного фронта, декабрьский митинг на Болотной площади, «марш миллионов» 6 мая и принятие законов о митингах и НКО. Опершись на поддержку рабочего класса, российская буржуазия однозначно ответила на претензии радикальной оппозиции

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Частные инвестиции
    Потребление
    Реклама