Отраженная реальность

Культура
Москва, 20.08.2012
«Эксперт» №33 (815)
Масштабная ретроспектива Герхарда Рихтера в парижском Центре Помпиду прослеживает творческий путь одного из главных художников современности

Gerhard Richter, 2012

«Панорама» — путешествующая ретроспектива, которой главные европейские музеи отмечают 80-летие одного из основных гениев современного арт-мира. Полторы сотни работ начали свой тур с лондонской Tate Modern, побывали в Новой национальной галерее Берлина и сейчас выставлены в Париже. Кроме того, во французском варианте празднование расширено выставкой рисунков и скульптур в Лувре.

Ретроспективы для Рихтера давно уже не редкость. Тот же Центр Помпиду удостоил его персональной выставки еще в 1977-м, а два года спустя нынешний директор лондонской галереи Tate Николас Серота организовал его первую британскую выставку в престижной Whitechapel Gallery. Да и вообще с середины 1960-х у Рихтера насыщенный выставочный график. Нынешним молодым художникам есть чему завидовать. Прошлый юбилей, 70-летие, с помпой отмечали в США. Грандиозная ретроспектива прошла в MoMA в Нью-Йорке и еще почти год путешествовала по стране. Нынешняя выставка продумана и составлена со всей основательностью, помноженной на кураторскую любовь к живому классику. Здесь есть все: и знаменитые фотореалистические картины, и огромные абстрактные полотна, портреты, пейзажи, цветы, исторические картины, объекты из стекла и зеркал. Из зала в зал шаг за шагом прослеживается творческий путь художника с 1960-х годов до сегодняшних дней (ни много ни мало полвека). Смысловые нити тянутся от одного цикла к другому, из серой живописи логично вытекают цветные таблицы, пейзажи растворяются в абстракции, картины сменяются объектами. Одним словом, кураторы сделали все, чтобы зритель понял: Рихтер — один из самых значительных мастеров нашего времени.

Такой педантичный подход самому Рихтеру по душе. Те, кто бывал в его доме в Кельне, говорят, что он застенчив и живет почти отшельником, в белом доме с окнами в сад. В его мастерской идеальный порядок, на безупречно сером полу ни пятнышка краски, а кисти и тюбики разложены по своим местам.

Искусство — это серьезно

На свой собственный олимп Рихтер поднимался размеренно и постепенно, без резких взлетов и без единого падения. Он никогда не ставил для себя ограничений — ни стилистических, ни сюжетных. «Я не подчиняюсь какому-то одному замыслу, системе или направлению; у меня нет четкой программы, стиля и устремлений. Я люблю неопределенность, безграничность и незащищенность», — писал он.

Рихтер родился в Дрездене и начал художественную деятельность в 16 лет с того, что рисовал декорации для любительского театра и писал транспаранты на ткацкой фабрике. Осознав себя художником, поступил в дрезденскую Высшую школу изобразительного искусства, где учили не столько живописи, сколько «правильному мышлению» в духе социалистического реализма. В верности этих идей он усомнился после поездки в Кассель на выставку Documenta в 1959 году, где увидел среди прочего работы Джексона Поллока и Лучио Фонтаны. И в 1961 году он эмигрировал в Дюссельдорф, поступил в местную Академию художеств и начал новую жизнь. Первые эксперименты не нравились ему самому — года через полтора после пер

У партнеров

    «Эксперт»
    №33 (815) 20 августа 2012
    Приговор Pussy Riot
    Содержание:
    Переход границы

    Процесс Pussy Riot обнаружил трещины в современной русской идентичности. Вместо того чтобы устранять расколы, общество принялось их дружно расширять

    Потребление
    На улице Правды
    Реклама