Переход границы

Тема недели
Москва, 20.08.2012
«Эксперт» №33 (815)
Процесс Pussy Riot обнаружил трещины в современной русской идентичности. Вместо того чтобы устранять расколы, общество принялось их дружно расширять

Мария Ионова-Грибина / Agency.Photographer.ru

В каше, что заварилась вокруг ВИА Pussy Riot, смешались все сюжеты, которые пробуждающееся русское общество обсуждало в последние годы. От отношений церкви и светского общества до феминизма, от полиции и суда до современного искусства, от «народа и интеллигенции» до понимания христианской веры — и прочее. Степень незрелости, которую мы проявили, обсуждая акцию в храме Христа Спасителя, и последовавшие за нею следствие и суд над акционистками удручают.

Приговор суда не поставит в этом деле точку. И не потому, что эхо приходит из-за границ России. Мнение западных звезд сейчас наименее интересно, как наименее интересно в часы жестоких, глупых и тягостных семейных ссор мнение бодрой бабки Луизы из соседнего подъезда (кстати, вы зовете бабку Луизу в свидетели, когда поругались с домашними?). А потому, что суду не дано врачевать боль и обиду.

Пока мировой шоу-бизнес не совсем густо обсел это дело, надо разъять кашу на ингредиенты и попытаться понять: почему акция в храме Христа Спасителя стала детонатором такого мощного и длящегося взрыва и вообще — что с нами произошло?

Святыня

Трем осужденным не откажешь в уме, хотя и злом. Точка закладки заряда была выбрана безошибочно.

Храм Христа Спасителя — это кафедральный собор Патриарха Московского и всея Руси, главный храм Русской православной церкви и России. Некогда построенный в память о войне 1812 года, как об этом вспоминают даже в обвинительном заключении по делу Толоконниковой, Алехиной и Самуцевич. Взорванный большевиками в 1931 году и восстановленный в 1997-м в знак покаяния за большевистские безобразия. С формальной точки зрения — безусловная национальная святыня. Однако — да простится нам это замечание — святыня исторически свежая.

Храм Христа Спасителя, заложенный при Николае I, освященный при Александре III, самых крутых консерваторах среди русских самодержцев, был призван заменить в качестве главного храма первопрестольной столицы кремлевский Успенский собор, основанный митрополитом Петром. Петр перенес свою кафедру в Москву в 1325 году, при Иване Калите, и эту дату можно считать одним из истоков Московского государства. Николай I и Александр III не столько склонились перед московской церковно-государственной традицией, сколько властно переутвердили ее неовизантийским стилем Константина Тона. При явном приоритете государства. Возможно, поэтому новый храм стал такой важной мишенью для большевиков — они видели своим врагом именно имперскую политическую традицию, традиция московская для них была простым этнографическим пережитком.

В его восстановлении был очевидный практический смысл: к середине 1990-х в Москве не было храма достаточно крупного и торжественного, чтобы вместить возобновившиеся церковно-государственные церемонии. Где-то пошли иным путем — православная Грузия построила в Тбилиси новый огромный храм на новом месте, кстати, по очень удачному архитектурному проекту. Мы решили восстанавливать храм Христа Спасителя. Не то чтобы совсем без рефлексии, но с рефлексией не слишком глубокой и, п

У партнеров

    «Эксперт»
    №33 (815) 20 августа 2012
    Приговор Pussy Riot
    Содержание:
    Переход границы

    Процесс Pussy Riot обнаружил трещины в современной русской идентичности. Вместо того чтобы устранять расколы, общество принялось их дружно расширять

    Потребление
    На улице Правды
    Реклама