С опорой на аэропорты

Русский бизнес
Москва, 20.08.2012
«Эксперт» №33 (815)
Развивая региональные аэропорты страны, частные инвесторы создают авиакомпаниям благоприятные условия для организации стыковочных рейсов. При условии достаточного государственного субсидирования региональных авиаперевозок у столичных хабов появятся конкуренты

Крупные российские инвестиционные компании активно скупают региональные аэропорты, которые вслед за морскими портами становятся наиболее привлекательными для инвесторов инфраструктурными объектами. В настоящее время в стране формируется три крупнейших аэропортовых холдинга, в руках у которых уже находятся все наиболее крупные по объему перевозок пассажиров региональные аэропорты. Это аэропортовый бизнес компании «Ренова» Виктора Вексельберга (к концу года завершится объединение бизнеса в управляющую компанию «Аэропорты регионов»), «Базэл Аэро», входящая в компанию Олега Дерипаски «Базовый элемент», и «Новапорт» — «дочка» AEON Corporation Романа Троценко. Совокупно эти холдинги контролируют 15 региональных аэропортов, ряд которых претендует на то, чтобы в скором будущем стать полноценными узловыми аэропортами — хабами: например, екатеринбургский Кольцово (контролируется «Реновой»), перевозящий свыше 3 млн пассажиров в год; новосибирский Толмачево (принадлежит «Новапорту») и аэропорт в Краснодаре (владелец — «Базэл Аэро») — с объемами перевозки свыше 2 млн пассажиров в год каждый. Последним к этому списку присоединился самарский аэропорт Курумоч с пассажиропотоком 1,7 млн человек, в начале лета перешедший под контроль «Реновы».

Перспективы этих аэропортов связаны не только с наличием влиятельных частных собственников, но и с отношением к ним государства, которому на 100% принадлежат все аэродромы страны, — оно с большей вероятностью будет инвестировать в реконструкцию аэродромов тех аэропортов, где есть крупные частные инвесторы, что позволит полностью обновить сильно изношенную и не отвечающую современным требованиям инфраструктуру аэропортов.

В настоящее время связанность российских регионов обеспечивает Московский авиаузел (МАУ), что нерационально не только для потребителя, но и опосредованно для экономики в целом. Сегодня для того, чтобы попасть из Казани в Самару, расстояние по прямой между которыми 300 км, нужно лететь через Москву, до которой 1000 с лишним километров. Модернизация ключевых региональных аэропортов в дальнейшем позволит с помощью госдотаций стимулировать авиакомпании увеличивать количество стыковочных рейсов в близлежащие города и наладить сообщение между региональными центрами, минуя Москву. В этом году впервые на субсидирование межрегиональных воздушных перевозок в четырех федеральных округах государство выделило 1 млрд рублей. Закрепление такой практики позволит национальной опорной аэродромной сети из нескольких аэропортов-хабов начать полноценно работать и обеспечивать связанность регионов страны с меньшим участием Московского авиационного узла.

Территории влияния

Формирование аэропортовых холдингов началось в 2007 году. С того времени аэропорты стали рассматриваться не только как составная часть аэродромов, но и как отдельный бизнес, после определенных инвестиций способный приносить доход.

Около 200 из 300 действующих в России аэропортов интереса для частных инвесторов не представляют, поскольку из-за маленького пассажир

У партнеров

    «Эксперт»
    №33 (815) 20 августа 2012
    Приговор Pussy Riot
    Содержание:
    Переход границы

    Процесс Pussy Riot обнаружил трещины в современной русской идентичности. Вместо того чтобы устранять расколы, общество принялось их дружно расширять

    Потребление
    На улице Правды
    Реклама