Деловая конъюнктура

27 августа 2012, 00:00

Потребление вместо инвестиций; Жилищное строительство ниже советских пиков; Россия в ВТО: без паники

Посткризисная Россия — страна, много и динамично потребляющая. Сформировавшийся с 2010 года тренд увеличения розничных продаж растет намного круче ВВП — средним темпом 6,7%, опережая темп расширения производства в полтора раза. Это разительно отличает нашу ситуацию, например, от США, где средние темпы прироста потребительских расходов и производства в трехлетний период после окончания последней рецессии были примерно одинаковые — 2,3 и 2,1% годовых соответственно.

Дело, конечно, в нефти. Но не только. Структура конечного внутреннего спроса в России за последний год дополнительно развернулась к потреблению за счет инвестиций в основной капитал, объемы которых стагнируют и даже имеют легкую тенденцию к сжатию на протяжении девяти месяцев (с ноября по июль). Строительные работы в нисходящем тренде уже 13 месяцев. То же можно сказать и про вводы жилых домов.

Современный (2011 год) уровень жилищного строительства в РФ по количеству введенного жилья уступает 14% советскому пику, достигнутому в 1987-м (62,3 млн кв. м против 72,8).

Широко распространенное обывательское мнение таково: состоявшееся наконец на днях присоединение к ВТО сделает наших товаропроизводителей беззащитными перед напором импорта. Но, по расчетам МЭРа, в целом снижение средневзвешенного таможенного тарифа от текущего до конечного уровня, согласованного в переговорах по присоединению России к ВТО, составит лишь около 3 процентных пунктов (немногим больше оно будет в части сельскохозяйственных товаров и продовольствия — порядка 4,4 процентного пункта). Для сравнения: снижение средневзвешенных таможенных тарифов с начального уровня 11,85 до 7,15%, вытекающее из обязательств России при присоединении к ВТО, с точки зрения влияния на внутрироссийские цены импорта равнозначно повышению реального эффективного курса рубля на 4,4%. По факту он укрепился к началу августа 2012 года по отношению к среднему значению 2008-го на 10,5%, а по отношению к уровню первого квартала 2009-го, отразившего девальвацию рубля во время кризиса, — на 22%.

Переходные периоды для либерализации доступа на рынок, как правило, составляют два-три года, а по наиболее чувствительным товарам — пять-семь лет. По истечении этих сроков около половины всех ставок останется на уровне не ниже нынешнего действующего Единого таможенного тарифа Таможенного союза, а около 30% ставок будет снижено не более чем на 5 процентных пунктов.

В части ценообразования на энергоносители присоединение к ВТО не накладывает никаких обязательств, которые не соответствовали бы нынешнему законодательству и практике. В частности, в отношении поставок газа некоммерческим потребителям Россия сохраняет право применять любое регулирование цен, которое сочтет целесообразным.

На рынке услуг в подавляющем большинстве случаев обязательства не предусматривают каких-либо изменений в действующей системе регулирования, кроме сектора страхования, в котором общая квота иностранного участия в секторе должна быть повышена с 25 до 50%, а 49-процентное ограничение на участие иностранного капитала в капитале компаний, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием, трансформируется в 51-процентное ограничение с даты присоединения и отменяется через пять лет. Через девять лет после присоединения к ВТО формально разрешается работа в России «прямых» филиалов иностранных страховых компаний, однако ограничения, предусмотренные нашими обязательствами, позволяют лишить эти филиалы конкурентных преимуществ по сравнению с компаниями российскими.

Что касается особых режимов и свободных зон, то противоречащие правилам ВТО элементы режима промышленной сборки автомобилей и автокомпонентов сохранятся в течение переходного периода, вплоть до 1 июля 2018 года, когда, как предполагается, подавляющее большинство инвесторов выйдут на полную окупаемость. Точно так же переходный период, предоставляющий инвесторам в Калининградской и Магаданской ОЭЗ льготы, противоречащие правилам ВТО, позволит им в полной мере реализовать инвестиционные проекты на исходных условиях.

Наконец, в области поддержки сельского хозяйства для России установлен льготный — по сравнению со стандартами ВТО — режим. Разрешенный ежегодно уровень поддержки будет составлять 9 млрд долларов США. Это более чем в два раза превышает уровень, который был бы разрешен России в соответствии со стандартными правилами. Затем разрешенный уровень поддержки будет постепенно сокращаться, а с 2018 года будет «связан» на нынешнем уровне. Присоединение к ВТО исключает экспортные субсидии сельскому хозяйству, но Россия не использовала их и до этого.