Сам себе телережиссер

Русский бизнес
Москва, 27.08.2012
«Эксперт» №34 (816)
Рынок платного телевидения в России переживает технологическую трансформацию: операторы активно развивают новые виды интерактивных услуг и возможности подстройки контента под конкретного потребителя

Считается, что некоторые люди любят разговаривать с телевизором. А сейчас телеприемники начинают на самом деле понимать человека. Дело в так называемых интерактивных услугах, ставку на которые в ближайшее время собираются делать операторы платного телевидения в России.

Они обещают, что совсем скоро массовый телезритель будет иметь возможность подстраивать телепрограмму под себя: выбирать только те каналы, которые ему нравятся, заказывать просмотр фильмов, а также музыку, игры и другие развлечения. Некоторые вообще говорят о скором сращивании телевидения и интернета, когда зритель будет пользоваться телевизором почти как компьютером, кликая на экране ТВ на те программы, которые его заинтересуют, и пользуясь модными сейчас в компьютерной среде облачными сервисами.

Конкуренция усиливается

Число людей, которые не хотят ограничивать свой досуг у телевизора бесплатными телеканалами и готовы за это платить, стремительно растет. По последним данным аналитической компании «Телеком Дейли», за первое полугодие текущего года число абонентов платного телевидения в России выросло на 21% по сравнению с первым полугодием прошлого года и, согласно различным оценкам, достигло 27–28 млн домохозяйств. Примерно такой же рост и в денежном выражении: по данным аналитической компании iKS-Сonsulting, объем рынка платного ТВ сейчас составляет порядка 40 млрд рублей, что на 20% больше, чем год назад.

Однако столь бурный рост будет недолгим. Аналитики международной компании J’son & Partners Consulting прогнозируют, что уже в этом году прирост абонентской базы не превысит 10%, а через четыре года ежегодный прирост снизится до 3% (см. график 1).

Дело в том, что проникновение платного телевидения в России уже близко к максимально возможным показателям. В крупных российских городах оно уже соизмеримо с развитыми странами. Например, в Москве проникновение платного ТВ составляет около 90% домохозяйств, что даже превышает средний показатель в США, где платные телеканалы есть в 87% домохозяйств. В среднем же данные таковы: больше всего охвачены услугами платного TV домохозяйства в Центральном и Северо-Западном федеральных округах — 72,2 и 70,2%. А самые низкие показатели — в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах: проникновение здесь составляет всего 37,1 и 32,8% соответственно (см. таблицу 1).

В связи с прогнозируемым замедлением прироста абонентской базы участники рынка готовятся к усилению конкуренции. Тревожит их и снижающийся доход с одного абонента (ARPU), который сегодня в среднем составляет 141 руб., что на 10% ниже, чем год назад. Повышать доходность своего бизнеса операторы платного телевидения собираются за счет внедрения новых технологий и расширения спектра услуг.

Ценовые войны

Рынок платного телевидения в России стоит на стыке телекоммуникационного и медиабизнеса. Его основные игроки — операторы (часто дочерние структуры и подразделения телекоммуникационных компаний, таких как «Ростелеком», МТС, «Вымпелком»), которые приобретают лицензию на вещание у пра

Новости партнеров

«Эксперт»
№34 (816) 27 августа 2012
Медицина
Содержание:
Продается молодость

Академик Владимир Скулачев придумал мощный антиоксидант, с помощью которого хочет затормозить старение. Недавно в аптеках появилось первое лекарственное средство от Скулачева — глазные капли. Скоро начнут испытывать таблетки от большинства возрастных заболеваний

Международный бизнес
Экономика и финансы
Потребление
Реклама