Код в помощь

Культура
Москва, 03.09.2012
«Эксперт» №35 (817)
Развитие общественных пространств, новые взаимоотношения архитектора и общества, реабилитация неоклассики — мировая повестка дня, как можно судить по XIII Архитектурной биеннале

Фото: ИТАР-ТАСС

В Венеции под девизом «Common ground» — «Общая земля» — открылась XIII Архитектурная биеннале. Российский павильон i-city, посвященный иннограду Сколково, впервые получил специальный приз жюри. Это произошло даже несмотря на то, что российская экспозиция во многом шла вразрез с общим настроением биеннале. Сам проект «Сколково» в ближайшее время будет сильно трансформирован: на то, чтобы построить его по первоначальному плану, не хватает денег.

Могут ли архитекторы перестать быть эгоистами

Архитектурная биеннале на фоне великого города — мало с чем сравнимое удовольствие для глаз. Однако это еще и серьезная зарядка для ума: именно венецианская биеннале проявляет повестку дня в области архитектуры. Чем же сегодня живет архитектурный мир?

«Не думаю, что эта биеннале — о кризисе. Хотя, конечно, мне хотелось задать тему, адекватную текущему моменту», — признался куратор биеннале английский архитектор Дэвид Чипперфильд. Но кризис если и не стал главной темой, то фоном точно оказался. Большинство экспозиций были намного скромнее, чем в 2008–2010 годах, и по оформлению, и по идеям. Отдельные экспозиции прямо отсылали к самому кризису. «Объемы строительства сегодня в десять раз меньше, чем до кризиса. Закрылась половина архитектурных бюро Мадрида и Барселоны. Большинство молодых архитекторов ищут работу за границей», — признавались испанцы, потратившие свой бюджет на то, чтобы прислать на биеннале 200 молодых архитекторов, — вдруг те найдут работу.

Текущий момент отразился и в кризисе идей. Биеннале удавалось чуть не каждые два года формировать новую повестку дня, сейчас же все ограничилось изложением старых концептов. Многие экспозиции были сделаны по принципу «передай другому». Дэвид Чипперфильд попросил сделать экспозицию Нормана Фостера, тот разослал запрос сотне архитекторов и из присланного нечто соорудил. Можно увидеть в этом демократический механизм учета мнений большинства, но, скорее, это банальное «нечего сказать в новой ситуации».

Кстати, сами starchitects на биеннале, казалось, развоплотились из звезд в обычных людей. Обычно за ними следовал шлейф журналистов, они были окружены вспышками фотоаппаратов. Теперь они перемещались незаметно, не привлекая внимания. Казалось, мало кому и интересно, что они скажут. Что это? Закат эпохи starchitects?

«Common ground» — общая земля, общее основание, общие интересы, общность взглядов… как и принято в Венеции, куратор Чипперфильд широко обозначил главную тему биеннале. Одна из самых очевидных ее расшифровок — общественные пространства — свое наилучшее отражение нашла в американском павильоне. «Спонтанные интервенции» — это более 120 проектов позитивного вмешательства простых американцев в городскую среду. Это мог быть общественный огород, заново обустроенное общественное пространство или просто телефонная будка — публичная библиотека, где каждый может оставить прочитанную книгу и взять другую. У этих акций были небольшие бюджеты — часто в сотни долларов. Но они — наглядный пример того, что в современном г

У партнеров

    «Эксперт»
    №35 (817) 3 сентября 2012
    Денежная политика
    Содержание:
    На коротком поводке

    ЦБ наладил систему снабжения банков краткосрочными рефинансовыми кредитами, но не предпринимает усилий по налаживанию бесперебойного предложения длинных денег экономике

    Международный бизнес
    Потребление
    Реклама