Эволюция жанров

Культура
Москва, 10.09.2012
«Эксперт» №36 (818)
В Москве открылась двухчастная выставка «Портрет/пейзаж: границы жанра», собранная из работ французского Музея изящных искусств Нанта

Из архива пресс-службы

Около шестидесяти работ мастеров XVI–XX веков оказались в России благодаря счастливому стечению обстоятельств: нантский музей закрылся на реновацию, и обширное собрание получило возможность путешествовать по миру. Часть его осталась в местном La chapelle de l’Oratoire (здесь картины Рубенса и Бейнаски вступают в диалог с нашим современником Яном Пей-Мином), другая отправилась в турне по Японии (импрессионисты и модернисты), еще одна через Нижний Новгород (где гостила почти два месяца) приехала в Москву.

Выставка расположилась на двух крупных столичных площадках: портретная часть — в пространстве Государственного центра современного искусства, пейзажная — в Московском музее современного искусства на Петровке. Экспозиции не только отслеживают хронологические изменения жанров, поименованных в названии выставки, но и рассказывают историю развития одной из самых впечатляющих коллекций произведений искусства, собранных за пределами французской столицы.

На пустом месте

Истории собраний практически любого музея во Франции, находящегося вне Парижа, будь он в Страсбурге, Лионе, Лилле, Марселе, Кане или Нанте, удивительно схожи с историями становления советских картинных галерей и музеев в провинции. И те и другие образовывались по воле государства, распределявшего перегруженные фонды главных столичных музеев, а также передававших местным органам власти конфискованные коллекции местных богачей. Правда, во Франции все это случилось столетием раньше, и музеи не только получили настоящие флагманские шедевры, но и эволюционируют в своих собраниях до сих пор. В то время как наши довольствовались лишь второстепенными работами русских классиков, а свои коллекции законсервировали едва ли не в год открытия.

Нантский музей был создан в 1801 году указом министра внутренних дел Антуана Шапталя, распределявшего «сокровища, отвоеванные у врагов республики». В основу его легли около 50 полотен, полученных из Лувра, а уже в 1810 году городские власти приобрели коллекцию братьев Како, содержавшую более тысячи работ итальянской и французской живописи XIII–XVIII веков. Так в музее оказались шедевры Перуджино и Вуэ, Рубенса и Брейгеля, Тинторетто и Жоржа де Латура.

В дальнейшем руководство имело возможность пополнять фонды не только за счет покупок коллекций старых мастеров и принятия шедевров на временное хранение от собирателей и государства, но и за счет посещения знаменитых парижских салонов и непосредственного общения с художниками. Среди поступлений тех времен — работы Коро, Делакруа, Жерома и особенно важные для истории «Портрет госпожи де Сенонн» кисти Энгра и «Просеивающие зерно» Курбе.

Поддержка местных и федеральных властей давала и дает возможность расширять коллекцию и поддерживать современников. В начале XX века сюда попали картины Моне, Ренуара и других импрессионистов и модернистов; после войны — произведения Манессье, Кандинского и Эрнста, что, кстати, вдохновило и многих коллекционеров на пожертвование музею шедевров Пикассо, Шагала и абстракционистов. А созд

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (818) 10 сентября 2012
    Электромобили
    Содержание:
    Электроскептики и электрооптимисты

    Электромобили бесшумны, хорошо ускоряются и непривычно комфортно проходят повороты. Однако они быстро расходуют энергию, а их интегральная экономичность и экологичность преувеличены. Поэтому будущее не за ними, а за гибридами

    Частные инвестиции
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама