Гадкий инновационный утенок

Тема недели
Москва, 10.09.2012
«Эксперт» №36 (818)

Два года назад на Всемирной выставке в Шанхае невероятный ажиотаж вызвал фильм об автомобиле будущего, созданный General Electric специально для китайской аудитории. Китайцы попадали на очередной сеанс , отстояв предварительно трехчасовую очередь.

Главным героем фильма было самоуправляемое прозрачное пластиковое яйцо на колесиках, бесшумно и без единого выхлопа несущееся со скоростью около 300 километров в час в потоке таких же яиц. Яйцо приходило на смену нынешнему бензиновому автомобилю и следующему за ним, согласно киносценарию, с десятилетним лагом гибриду. Закадровый голос объяснял, что уже следующее поколение китайцев будет ездить на таких экологичных, безопасных и энергоэффективных машинах, приводимых в движение от некоего «супераккумулятора». Китайцы реагировали восторженно и возвращались для нового просмотра уже с детьми.

Несколько русских журналистов (среди них был и наш корреспондент), попавших на фильм случайно, тут же принялись рассуждать о «гуманитарных технологиях», «навязывании будущего» и о «доверчивости отстающих». Фирменный отечественный скептицизм вкупе с фирменной же нашей любовью к автомобильным разговорам довел беседу до логического конца — у электромобиля нет будущего, по крайней мере обозримого, да и у гибрида оно более чем туманно.

Этот разброс оценок оптимистичных китайских кинозрителей и русских скептиков-журналистов удивительно похож на ситуацию с противоречивыми прогнозами по поводу электромобильного транспорта, которые сегодня делают вполне профессиональные и уважаемые в мире эксперты.

Вот авторитетное агентство Australian Energy Market Commission недавно выдало прогноз, согласно которому уже к 2030 году 45% всех новых автомобилей в Австралии будут работать на аккумуляторных батареях. Еще более радужной представляется картина аналитикам британской консультационной группы UK’s Committee on Climate, которая обещает электромобилям к тому же 2030 году целых 60% суммарного объема местного авторынка.

Но, скажем, в недавних аналитических докладах крупнейших нефтедобывающих компаний мира, BP и Exxon Mobil, содержатся весьма консервативные цифры. BP в свежем отчете прогнозирует, что электромобили и гибриды к 2030 году составят лишь 4% общего мирового автопарка. Еще более мрачные оценки дает Exxon Mobil: в совокупности на электромобили и гибриды даже к 2040 году придется не более 5%.

Резкий разброс экспертных оценок — верный признак того, что мы находимся в точке бифуркации. Или технологического межсезонья, когда выбрать правильный тренд затруднительно. Нефтяников-пессимистов легко заподозрить в необъективности, но даже независимые эксперты признают, что углеводородный ДВС так просто не сдастся — его экономическая эффективность к 2030 году удвоится. С другой стороны, прогресс в сфере суперконденсаторов, похоже, принимает экспоненциальный характер, не говоря уже о многомиллиардных вложениях в топливные элементы, ожидаемое резкое удешевление которых произведет революцию, сравнимую с той, что вызвала паровая машина.

Это классиче

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (818) 10 сентября 2012
    Электромобили
    Содержание:
    Электроскептики и электрооптимисты

    Электромобили бесшумны, хорошо ускоряются и непривычно комфортно проходят повороты. Однако они быстро расходуют энергию, а их интегральная экономичность и экологичность преувеличены. Поэтому будущее не за ними, а за гибридами

    Частные инвестиции
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама