Искусство мыслить

Культура
Москва, 17.09.2012
«Эксперт» №37 (819)
В Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре впервые показывают ретроспективу одного из главных европейских художников второй половины XX века, пионера постмодернизма Йозефа Бойса

Фото: Олег Сердечников

Выставка «Йозеф Бойс. Призыв к альтернативе» — центральное событие проходящего года Германии в России. Год взаимного культурного сотрудничества стартовал еще 20 июня, но ничего действительно стоящего к нам пока не привозили. Выставка «Русские и немцы. 1000 лет истории и культуры» в Историческом музее, открывавшая год, — проект слишком официальный, чтобы быть действительно захватывающим. «Потрогай музыку» в Центре культуры «Гараж» больше была похожа на забавный аттракцион. Из запланированных на будущее проектов заслуживают внимания «Баухауз в Москве» (фотохроника московских выставок, в которых участвовали мастера немецкой школы) и «Реальность живописи: картина в искусстве Германии за последние шестьдесят лет» (здесь как раз покажут непосредственных учеников и последователей Бойса — Герхарда Рихтера, Зигмара Польке, Георга Базелица, Блинки Палермо), но и на их фоне ретроспектива Бойса остается самым масштабным событием.

Московскую ретроспективу Йозефа Бойса готовил Ойген Блуме, директор берлинского музея Hamburger Bahnhof, главный исследователь и знаток творчества мастера. Кроме собственного музейного собрания он задействовал серьезные частные коллекции (Эриха Маркса, братьев ван ден Гринтен, Райнхарда Шлегеля), что позволило показать героя практически во всей красе. В залах на Гоголевском бульваре представлено много рисунков, практически все основные, программные для его творчества инсталляции и видеодокументация перформансов.

Идеи и вещи

Когда в 1965 году в дюссельдорфской Galerie Schmela открывалась выставка Бойса, зрителей поначалу не пускали в галерею, и они через окна наблюдали, как художник, с головой, намазанной медом и покрытой сусальным золотом, перемещается по залу с мертвым зайцем в руках, объясняя ему значение своих работ. Этот перформанс назывался «Как объяснить картины мертвому зайцу». Как объяснить работы Бойса неподготовленному зрителю? Бойс — это не изобразительное искусство. Бойс — это образ мысли. Это глубокая философия, которая ищет визуальный язык, адекватный своему содержанию. И именно это (а не лампочка, соединенная с лимоном) сделало его не просто популярной, а практически культовой фигурой его и последующих поколений. «Мои вещи становятся понятны только в связи с моими идеями. Я действительно не имею ничего общего с искусством — и это единственная возможность сделать что-то для искусства», — говорил Бойс и добавлял, что изначальное внутреннее видение и ощущения для него всегда важнее получаемого затем внешнего образа.

Когда Йозеф Бойс всерьез занялся искусством, поступив в Академию Дюссельдорфа на отделение монументальной скульптуры, за его спиной уже был гитлерюгенд, школа люфтваффе, уход добровольцем на войну, которую он прошел до конца бортрадистом в эскадре пикирующего бомбардировщика. А после войны он — отчаянный борец за демократию и универсальную триаду «свобода, равенство, братство», за «революцию понятий», «эволюцию без насилия и произвола» и против излишнего материализма. За демократию во всем мире Бойс боролся

У партнеров

    «Эксперт»
    №37 (819) 17 сентября 2012
    Кремль и элита
    Содержание:
    Субъективное ощущение кризиса

    История Геннадия Гудкова, обсуждение запрета на владение недвижимостью и счетами за рубежом для чиновников и депутатов, слухи о требовании Владимира Путина к богатейшим людям страны вернуть все капиталы на родину в течение года — все это меняет прежний порядок в отношениях верховной власти и элиты. Дело за тем, чтобы построить новый порядок

    Потребление
    Реклама