Сливки снимет только один

Русский бизнес
Москва, 17.09.2012
«Эксперт» №37 (819)
Впервые в российской истории крупная западная логистическая компания входит в капитал российского портового оператора контейнерных перевозок. Шансов, что этому примеру последуют другие мировые игроки, почти нет

Фото: EPA

Лидер мирового рынка контейнерных перевозок датская Maersk входит в капитал крупнейшего российского оператора морских контейнерных терминалов компании Global Ports (см. «Технические подробности сделки» ниже). Событие прецедентное, до сих пор примеров таких мезальянсов на российском рынке грузоперевозок не было.

Датский холдинг пытался закрепиться в России все последние годы. Ведь наш рынок контейнерных перевозок — последняя «целина» в отрасли, где возможно бурное экстенсивное развитие. И хотя в абсолютных величинах показатели российского рынка пока не столь велики, по темпам роста ему нет равных (см. график 1).

Global Ports сумела получить контроль над 30% всего портового контейнерного оборота, став, таким образом, крупнейшим игроком в стране (см. график 2). Однако ее стратегическая программа развития предусматривает в ближайшие годы удвоение объемов перевалки в натуральном исчислении. Без выхода на международные контейнерные линии это сделать, видимо, невозможно. Поэтому Global Ports была очень заинтересована в сильном западном партнере, обладающем соответствующим управленческим опытом, технологиями работы и широкой клиентской сетью.

Сумма сделки по вхождению Maersk в капитал Global Ports — 862 млн долларов. Не считая приватизационных продаж, это крупнейшая сделка в истории российской транспортной отрасли. По ее итогам вся компания Global Ports получила капитализацию в 2,3 млрд долларов. По этому показателю на рынке грузовых перевозок она уступает разве что Первой грузовой компании, бывшей головной перевозочной структуре РЖД, ныне принадлежащей Владимиру Лисину.

Последний шанс для Maersk

Контейнерные перевозки получили широкое распространение в несколько последних десятилетий. Однако волна поголовной контейнеризации уже прошла, и сегодня на ключевых мировых рынках рост объема контейнерных перевозок примерно соответствует темпам экономики в целом — как правило, не более 8% в год. То есть отрасль прошла экстенсивный путь развития и перешла к качественному росту — за счет интенсификации и предложения новых услуг. Естественно, это привело к обострению рыночной борьбы. Особенно высок ее накал в противостоянии между членами «большой тройки»— датской Maersk, прописанной в Швейцарии Mediterranean Shipping Company S.A. (MSC) и французским холдингом CMA CGM (см. график 3). При этом последние две компании активно и с успехом теснят лидера по ряду международных маршрутов контейнерных перевозок. Так, например, MSC с запуском новых сервисов на Средиземноморье грозит увеличить свою долю на маршруте Дальний Восток—Европа к концу этого года с 15,5 до 17,5%. И увеличить именно за счет Maersk, снизив долю последней до 21%.

Освоение рынка России, динамика которого держится на очень высоком — 20–30% — уровне в год, было бы очень кстати для датского холдинга. Как отмечает президент APM Terminals Ким Файфер, «российская экономика продолжает расти, и APM Terminals хочет воспользоваться возникающими в связи с таким ростом возможностями». И датчане вошли в Россию по свое

У партнеров

    «Эксперт»
    №37 (819) 17 сентября 2012
    Кремль и элита
    Содержание:
    Субъективное ощущение кризиса

    История Геннадия Гудкова, обсуждение запрета на владение недвижимостью и счетами за рубежом для чиновников и депутатов, слухи о требовании Владимира Путина к богатейшим людям страны вернуть все капиталы на родину в течение года — все это меняет прежний порядок в отношениях верховной власти и элиты. Дело за тем, чтобы построить новый порядок

    Потребление
    Реклама