«Газпром» и сериалы

Тема недели
Москва, 24.09.2012
«Эксперт» №38 (820)
Редакционная статья

В нашей культуре к любой форме искусства принято относиться со звериной серьезностью. Если кто-то взялся за перо (кисть, смычок, камеру…), то он должен быть близок к гениальности, иначе его растопчут. Поэтому в кругах критиков и прочих людей культуры ценятся искусства, где отсутствие серьезного таланта заметить, не будучи профессионалом, трудно.

У этого тотально критичного подхода есть оборотная сторона. Если у тебя нет таланта к искусствам высокой пробы, то дальше ты можешь позволить себе все. Деньги, которые удалось срубить на «недоискусстве» для простых людей, становятся единственной целью представителя профессии. То есть логика такая: если окружение требует гения, то надо быть или гением, или циником. В результате мы теряем или сильно снижаем приемлемый для отрасли или хозяйства в целом уровень профессионализма. А ведь именно этот уровень, а не высшие проявления определяет степень развитости цивилизации.

Неуважение к среднестатистическому труду и к среднестатистическому потребителю пронизывает нашу культуру и наше общество. И это мешает нам последовательно двигаться к более сложному, эффективному и качественному хозяйству. Причем такое неуважение абсолютно несвойственно для капитализма, а как раз наоборот.

Скорсезе в своем фильме об истории Голливуда задавался вопросом: как удалось создать такую высокотехнологичную машину по производству массы добротных, а порой и гениальных фильмов и денег? Он объясняет это феноменом соединения трех элементов: возбуждением от ощущения нового — собственно звукового кино; огромной конкуренцией продюсеров и страстным желанием продать товар зрителю, рядовому зрителю.

Другой аналитик отмечал в связи с историей Диснея: напрасно наши современники считают, что высокое качество продукции компании «Дисней» — плод многодесятилетних усилий. Напротив, первоначально высочайший уровень качества творчества, невероятная требовательность к тому, что увидит зритель, подчеркнем — рядовой зритель, заставила всех последующих (после первых) управленцев компании тратить силы на то, чтобы удержаться на высоком стартовом уровне.

Ничего подобного у нас сегодня нет. Мы живем расслабленно. Неудовлетворенная страсть к качеству не вырабатывает адреналин, не повышает наше давление, не заставляет орать на подчиненных, не вынуждает требовать изменений в Трудовом кодексе — чтобы так по-американски сказать в любой момент: «Джон, ты уволен». Мы, иногда немного стыдясь, ждем, что потребитель все-таки потребит наше творение, и еще, что другие сделают не лучше. Возможно, это следствие «голландской болезни». Даже точно, это следствие «голландской болезни».

Рынок сериалов — лишь один из кейсов подобного рода. Рынок создан. Российские сериалы энергично вытеснили из эфира латиноамериканское «мыло». Более того, мы в западном тренде — весь так называемый цивилизованный мир переживает бум сериалов. Но дальше включаются все наши пороки: снобизм, монополизм, легкие деньги. Денег на сериальном рынке очень много. Число людей, которые готовы эти деньги обслуж

Новости партнеров

«Эксперт»
№38 (820) 24 сентября 2012
Сериалы
Содержание:
Рейтинги вместо смысла

Российская индустрия сериалов переживает творческий кризис. Преодолеть его она сможет в том случае, если студии будут иметь возможность привлекать инвестиции, а телеканалы не побоятся экспериментировать с контентом

Международный бизнес
Экономика и финансы
Частные инвестиции
Потребление
Русский бизнес
Индикаторы
На улице Правды
Реклама