Комитет без повестки

Станислав Кувалдин
24 сентября 2012, 00:00

В Госдуме воссоздают комитет по средствам массовой информации. Чем он будет заниматься, депутаты пока не знают

В Государственной думе планируют создать комитет по СМИ. Об этом 17 сентября на Совете Думы объявил спикер Сергей Нарышкин. Он надеется, что все вопросы будут урегулированы представителями фракций в ближайшее время, и комитет начнет работу через несколько недель.

В последнее время Госдума упоминается в новостях чаще всего в связи с разного рода скандалами, вызывающими полярную реакцию: лишением мандата депутата Геннадия Гудкова, принятием запретительных законов и проч. Сообщение о создании в Думе комитета, который будет регулировать вопросы в важной общественной сфере, на таком фоне можно считать непривычным привлечением внимания к парламентской рутине.

Впрочем, новые комитеты в Думе создаются не каждый день, поэтому важно посмотреть на механизмы обсуждения предлагаемого организационного нововведения.

По мнению Сергея Нарышкина, сейчас в обществе СМИ уделяется повышенное внимание, кроме того, ведется работа по созданию общественного телевидения и новых форматов вещания. Одним словом, в СМИ всегда что-то происходит, то есть объяснения, зачем нужен комитет, не требуется. Вообще, комитет по СМИ — привычная думская структура. Но при формировании структуры нынешней Думы зимой 2012 года комитет был отменен (планы создания общественного телевидения тогда уже были известны, не говоря о новых форматах вещания). Что касается «повышенного внимания» к СМИ в обществе, то уличные митинги, президентская кампания, работа наблюдателей на выборах, периодические открытые трансляции заседаний разных оппозиционных комитетов обеспечивали такое внимание, о котором по прошествии нескольких месяцев можно лишь вспоминать. Тем не менее тогда вопросы СМИ было решено передать думскому комитету по культуре, где был создан подкомитет по информационной политике, информационным технологиям и связи. Возглавил подкомитет вице-спикер ГД РФ, член фракции «Единая Россия» Сергей Железняк, однако 10 июля 2012 года пост был передан Владимиру Крупенникову, тоже члену фракции «Единая Россия».

18 сентября, уже на следующий день после объявления о создании комитета по СМИ, стали известны возможные кандидатуры на должность его председателя. Лидер фракции «Единая Россия» Андрей Воробьев предложил Александра Хинштейна, Бориса Резника, Алексея Митрофанова и Леонида Левина. В кулуарах говорили о бывшем пресс-секретаре «Молодой гвардии» Роберте Шлегеле и нынешнем председателе информационного подкомитета Владимире Крупенникове. Впрочем, достаточно быстро, со ссылкой на неофициальные источники, основными кандидатами на пост главы комитета стали называть Резника и Митрофанова.

Когда в парламенте создается структура, занимающаяся вопросами СМИ, логично предположить, что ее возможные председатели захотят обратить на себя внимание этих самых СМИ и объяснить, чем они намерены заниматься. Александр Хинштейн, Владимир Крупенников и Борис Резник, представляющие «Единую Россию», отказались от интервью. Алексей Митрофанов, напротив, охотно откликнулся на просьбу дать комментарий по поводу создания комитета по СМИ: «Этот комитет был всегда. Его не стало только сейчас и только по политическим причинам. Зимой, когда заключали пакетное соглашение между фракциями о распределении комитетов, их число решили уменьшить с 32 до 29». Практика показала, продолжает Митрофанов, что культура и информационная политика — вещи разные: «Я уже слышал разговоры членов комитета, что вот, опять там обсуждают эти частоты, мы в этом не понимаем ничего». По его словам, он был в числе соавторов майского письма на имя председателя ГД РФ о необходимости воссоздания комитета по СМИ, в числе подписантов которого были Сергей Железняк и Борис Резник.

Рассказывая о планах своей работы как возможного председателя, Алексей Митрофанов говорит в основном о важности поисков компромисса между всеми включенными в процесс производства и потребления информации и особо подчеркивает, что комитет по СМИ — это не журналистский комитет, он будет заниматься многочисленными техническими вопросами, связанными с форматами вещания, а также новыми информационными средами, в частности социальными сетями интернета.

Сергей Железняк, будучи вице-спикером, возглавить комитет по СМИ не может, но не скрывает своей заинтересованности в его создании, однако о будущей сфере работы комитета говорит весьма обтекаемо: «Это будет весь блок вопросов, связанный с поддержкой СМИ, в этой сфере, как говорится, невозможно отделить хард от софта». Иными словами, к четкой формулировке повестки дня нового комитета он не готов. А для законопроектов, связанных с информационной политикой и телекоммуникациями, подчеркивает Железняк, нужен отдельный комитет.

Детали создания комитета депутаты обсуждать отказываются. Хотя, если даже не касаться политики, обсудить можно многое. Развитие бумажных СМИ тормозят несовершенная сеть распространения и высокие налоги, при том что за рубежом пресса пользуется налоговыми льготами. Еще недавно обсуждалась тема отказа государственных телеканалов от рекламы — их доминирование на этом рынке блокирует рост частных телеканалов. Слова об общественном телевидении должны скорее встревожить новый комитет, так как именно ОТВ стало для госканалов поводом замять вопрос об их отказе от рекламы. Высказывание министра связи о том, что в России могут закрыть доступ в Youtube, заставляет задуматься о судьбе новых форматов вещания. Но своими соображениями на этот счет депутаты с регулируемой отраслью не делятся.