Мой Гераклит

Книги
Москва, 24.09.2012
«Эксперт» №38 (820)

Писать рецензию на труд Гераклита из Эфеса — странно, но проигнорировать выход этой книги было бы еще более странно. Она примечательна по меньшей мере в трех отношениях. Во-первых, увесистый том с параллельным древнегреческим текстом, разветвленным справочным аппаратом и обширным источниковедческим приложением — живой образец высочайшей культуры книгоиздания ныне стремительно утрачиваемой. Конечно, основная заслуга здесь — составителя, переводчика и автора комментариев, в этой книге взявшего на себя также работу верстальщика. Но невозможно не отметить и смелость московского издательства, известного своими зачастую элитарными вкусами (вполне соответствующими названию), но все-таки выпускающего книги для «обычного» читателя, а не для университетских библиотек.

Во-вторых, как ни странно это звучит, Гераклит — автор, которого читали все. В том смысле, что Пушкин, как подметил Довлатов, не читал Достоевского, Лейбниц не читал Хайдеггера, а вот про Гераклита нельзя сказать, что его не читал кто-то, кого чтим и читаем мы. Он лежит так глубоко в фундаменте европейской философии, что оказал влияние даже на тех мыслителей, которые не подозревают об этом.

Ну и, наконец, сам Гераклит заслуживает того, чтобы вчитаться в дошедшие до нас фрагменты, задуматься над их явным и тайным смыслом и попытаться реконструировать по ним его главное сочинение «О природе». Сергей Никитич Муравьев (кстати, прямой потомок графа Михаила Муравьева-Виленского), целеустремленно и самоотверженно занимающийся Гераклитом вот уже сорок лет, предлагает свой поэтический вариант, учитывающий все косвенные и сомнительные источники. Даже если он недоказуем научно, все-таки он говорит о Гераклите и его учении гораздо больше, чем два слова «панта рей» — «все течет».

Гераклит Эфесский. Всё наследие. / Подготовил С. Н. Муравьев. — М.: Ad Marginem, 2012 — 416 с. Тираж 2000 экз.

Новости партнеров

«Эксперт»
№38 (820) 24 сентября 2012
Сериалы
Содержание:
Рейтинги вместо смысла

Российская индустрия сериалов переживает творческий кризис. Преодолеть его она сможет в том случае, если студии будут иметь возможность привлекать инвестиции, а телеканалы не побоятся экспериментировать с контентом

Международный бизнес
Экономика и финансы
Частные инвестиции
Потребление
Русский бизнес
Индикаторы
На улице Правды
Реклама