Новые решения

24 сентября 2012, 00:00

Операционная система для «умного» города

 expert_820_086-1.jpg Рисунок: Legion-Media
Рисунок: Legion-Media

Международная компания Living Plan IT представила платформу новой операционной системы Urban OS, созданной специально для управления «умным» городом. Система разрабатывается в сотрудничестве с крупнейшими международными высокотехнологическими компаниями — Microsoft, Cisco, Hitachi, Phillips. Согласно замыслу, работа системы Urban OS основана на функционировании большого числа датчиков, держащих под контролем все параметры городской среды начиная c транспортных потоков и заканчивая температурой в каждой комнате. Используя данные, собираемые от этих датчиков, операционная система сама должна управлять элементами городской инфраструктуры без вмешательства человека. Понятно, что люди будут постоянно следить за работой системы и в случае необходимости иметь возможность вмешиваться в ее работу.

Интересно, что пользоваться возможностями Urban OS смогут не только работники городских служб, но и жители города. С помощью смартфона или мобильного телефона можно дистанционно управлять бытовой техникой, отоплением и кондиционированием, энергетической системой своего жилища. Первое внедрение Urban OS предполагается в городе Паредес (Португалия). Ее тестирование также запланировано в ряде районов Лондона, в городах США, Сингапуре и в некоторых странах Ближнего Востока.          

Электронный «управдом»

 expert_820_086-2.jpg Фото: Interpress / photoxpress.ru
Фото: Interpress / photoxpress.ru

«Управдом» — так называется новое компьютерное решение, нацеленное на автоматизацию управляющих компаний, которым уже пользуются 30 УК Нижнего Новгорода и одна из Владимирской области. «Управдом» поможет собрать всю информацию и хранить ее в единой базе в электронном виде, с тем чтобы сотрудники управляющей компании могли оперативно найти нужный документ или составить требуемый отчет, например для жителей или для контролирующих органов. В новой системе в виде электронного каталога представлены, в частности, паспорта домов, информация о собственниках и арендаторах и прочие параметры, необходимые для эффективной работы УК. Помимо хранения информации программа «Управдом» может помочь с планированием деятельности. На основе существующих нормативов система может напомнить о необходимости выполнения регулярных работ и осмотров. Всю эту информацию при желании можно разместить на любом публичном ресурсе, например на сайте управляющей организации или органов местного самоуправления.

Новые остановки и новый тип транспорта

 expert_820_086-3.jpg

«Умные» остановки общественного транспорта должны появиться в Москве на Садовом кольце к концу текущего года. Они будут оснащены сенсорными экранами и интерактивными электронными панелями, с помощью которых можно будет узнать не только расписание и маршруты транспортных средств, но и то, где нужный вам автобус находится в данный момент, когда ожидается его прибытие, встретит ли он на своем пути пробки. Кроме того, интерактивная карта с навигатором поможет пассажиру выбрать наиболее короткий маршрут в нужную точку города. Новые остановки обещают оснастить «тревожной кнопкой» для вызова полиции или медицинской помощи. Наконец, здесь же можно будет воспользоваться беспроводным доступом в интернет, подзарядить мобильник, ознакомиться с городскими новостями.

Столичный мэр Сергей Собянин также заявил, что в Москве начинается официальное тестирование нового общественного вида транспорта — электробусов (такси и автобусов на электрической тяге), которые будут предположительно выпускаться на машиностроительном заводе им. Энгельса в Саратовской области. Заряжаться такой транспорт может по ночам от электрической сети, по выгодным для транспортных компаний тарифам.    

Видеописьмо с дороги

 expert_820_086-4.jpg

«Видеовесточка» — так называется новая услуга, которую РЖД запустила на вокзалах ряда городов. Сервис представляет собой терминал, с помощью которого можно записать видеопослание и отправить его близкому человеку. Послание записывается на камеру терминала, и оттуда же при помощи SMS или электронной почты отправляется уведомление адресату. В уведомлении будет содержаться код, который нужно ввести на специальном веб-сайте, чтобы посмотреть видеописьмо.

Первый терминал нового сервиса появился на Ленинградском вокзале в декабре 2011 года. Только за месяц работы с него отправили более 9 тыс. посланий. Заметив интерес публики к услуге, руководство РЖД решило установить терминалы на семи московских вокзалах (Курском, Ленинградском, Павелецком, Казанском, Ярославском, Белорусском и Киевском). Помимо московских вокзалов услуга заработала на вокзалах Самары и Владивостока.

По словам представителей РЖД, сервис задумывался для тех пассажиров, которые остались без связи: например, у них кончились деньги на телефоне или села батарейка. Видеописьмо можно отправить не только другу, но и, скажем, дирекции вокзала: пожаловаться на работу служб, неудобное расписание, сделать предложение о исправлении недостатков. Кроме того, в терминале можно найти контакты железнодорожных и экстренных служб и расписание поездов. В дальнейшем дирекция вокзалов собирается добавить в терминал дополнительные функции.

«Умная» бытовая техника

 expert_820_087-1.jpg

Новый уровень управления бытовой техникой недавно предложила японская компания Panasonic. Она объявила о возможности подключения к интернету ряда новых моделей, а также о том, что теперь такой техникой можно будет управлять с помощью специального облачного сервиса.

Например, новая программа для смартфонов Panasonic Smart App позволит удаленно управлять стиральной машиной. На мобильном компьютере можно задавать программы стирки, а также видеть, сколько времени осталось до ее завершения. Смартфон также можно подключить к микроволновке или индукционной рисоварке и закачивать туда понравившиеся рецепты из интернета. Удобно будет подключить к интернету и новые модели холодильников, а также кондиционеры. С помощью смартфона, например, перед приездом домой можно включить кондиционер и задать в комнате нужную температуру. Посредством специальной программы на смартфоне можно контролировать расход электроэнергии таких приборов.

Представители Panasonic обещают подключить к облачному сервису новый счетчик калорий и тонометр. Данные с этих устройств позволят, например, строить графики изменения массы тела, отслеживать количество потребляемых калорий и энергии, затраченной на выполнение, скажем, утренней пробежки. Пока новый облачный сервис Panasonic запущен в Японии, но представители компании не исключают, что в скором будущем он заработает в других странах, в том числе в России. 

Первый вокзал на солнечных батареях

 expert_820_087-2.jpg

Первый в России вокзал, работающий на солнечных батареях, построен в курортном городе Анапе. На крыше здания размещено 560 солнечных модулей, суммарная мощность которых составляет 70 кВт. Общие инвестиции в проект — около 13 млн рублей, предполагаемый срок службы батарей — двадцать лет. Благодаря новой системе здание вокзала в дневное время полностью независимо от внешних источников питания — здесь могут автономно работать все необходимые системы: освещение, кондиционирование, вентиляция, информационные табло, различные службы. Кроме того, вокзал оборудован аккумуляторными батареями, которые позволят ему ночью автономно работать в течение трех-четырех часов. А если задействовать только основные службы — билетные кассы, пожарную и охранную системы, — электроэнергии хватит на сутки. Подсчитано, что применение альтернативных источников энергии позволит вокзалу экономить на электроэнергии 1,6 млн рублей в год. Предполагается, что в дальнейшем современными энергосберегающими технологиями будут оборудованы вокзалы Адлера и Мурманска.