Слежка на добровольных началах

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
24 сентября 2012, 00:00

Услуги геопозиционирования, основанные на технологиях определения точного местоположения объекта, — новый динамично развивающийся сервис в современных городах. Наиболее перспективно их применение в таких областях, как безопасность, развлечения, реклама

Фото: Legion-Media
Наибольшее число пользователей сервисов геопозиционирования — это родители, которые хотят в любой момент иметь возможность знать, где находятся их дети и когда они, например, покинули территорию школы

На телефон пришло сообщение: «Ваш ребенок только что покинул территорию школы». На электронной карте видно, что сотрудники компании отвозят груз не по указанному адресу. Идя по улице, человек получает эсэмэску с предложением зайти в расположенный неподалеку магазин одежды и получить скидку. Приблизительно так выглядят сервисы, основанные на технологиях геопозиционирования, когда техника может автоматически определять точное местоположение того или иного объекта. Уже сейчас спектр таких услуг весьма многообразен, и он продолжает расширяться.

Ориентация по сотовому

Как ни странно, в большинстве случаев для автоматического определения местонахождения человека сейчас применяются не спутниковые навигаторы (самые точные устройства для этих целей), а сотовые телефоны. Причем это не обязательно должен быть дорогой смартфон, подойдет и простейший аппарат, лишь бы он принимал сигнал сотовой связи.

Система анализирует, какие станции приняли сигнал мобильного телефона, и таким образом определяет его местоположение. В условиях города такая технология работает довольно точно — сотовых станций много, поэтому погрешность составляет лишь несколько десятков метров. За городом, правда, дело обстоит хуже — базовые станции там расположены на большем расстоянии друг от друга, так что погрешность в определении координат может достигать нескольких сотен метров и даже километра-полутора.

Не случайно сегодня основные провайдеры сервисов геопозиционирования — ведущие операторы сотовой связи: МТС, «Выпелком», «Мегафон». И в последнее время они активно расширяют спектр подобных услуг. «За последний год число пользователей сервисов, связанных с определением местоположения абонента, у нас выросло вдвое и составляет порядка двух миллионов абонентов в год», — констатирует Виталий Стародубов, директор по развитию компании «Мега Лабс», подразделения «Мегафона».

Развитие геопозиционных сервисов у операторов сейчас идет по четырем основным направлениям. Первое — возможность определения местоположения другого абонента. Для этого нужно отправить оператору SMS с номером телефона абонента. И после того, как этот абонент согласится с запросом (он тоже должен оправить оператору соответствующее SMS), можно зайти на специальную веб-страницу с электронной картой, и на ней появится точка, обозначающая местоположение нужного человека. Оплата такой услуги может быть разовой (от 5 до 10 рублей за один запрос), но выгоднее выбрать повременную оплату (это будет стоить около 2 руб­лей за один день). Некоторые операторы предлагают расширенный функционал: например, у МТС и «Мегафона» можно задать на карте географическую зону (скажем, территорию школы ребенка), и если абонент пересекает эту зону, то по указанному номеру будет приходить сообщение.

Второй распространенный вид услуг — возможность получения различной справочной информации, связанной с актуальным местоположением абонента. Для этого можно послать на короткий номер, например, слово «еда», и на ваш телефон придет информация о ближайших кафе и ресторанах. Стоить это будет 5–10 рублей за сообщение. По такой же схеме можно получать информацию о кинотеатрах, магазинах, банках и банкоматах, объектах, связанных со здоровьем (аптеках, медцентрах, больницах). Автомобилисты могут запросить адреса и контакты ближайших заправок, парковок, автосервисов. Некоторые операторы предлагают по запросу данные экомониторинга — уровень загрязнения воздуха в той или иной части города.

Третье перспективное направление — безопасность. Например, услуга «Мобильный телохранитель» от МТС подразумевает возможность получения оперативной помощи в критической ситуации.

Для того чтобы подать сигнал тревоги, нужно позвонить или отправить SMS на определенный номер. После этого с пострадавшим свяжется сотрудник частного охранного предприятия. В случае необходимости, а также если абонент не может отвечать, по выявленным координатам сотового телефона на место происшествия выезжает группа оперативного реагирования частного охранного предприятия (стоимость такой услуги — 30 рублей в день, в нее включен бесплатный выезд группы раз в месяц).

Некоторый вид услуг операторов направлен на защиту имущества. Например, «Мегафон» сейчас предлагает услугу «Мегафон-Автоконтроль» (300 рублей в месяц). В этом случае уже надо установить на автомобиль спутниковый датчик (GPS-трекер) со встроенной сим-картой, который в случае угона может определить местоположение автомобиля.

Наконец, четвертое важное направление услуг геопозиционирования — корпоративные пользователи. Операторы связи предлагают компаниям системы контроля за сотрудниками: с их помощью в режиме реального времени можно отслеживать передвижения людей, обмениваться с ними сообщениями и таким образом оперативно координировать их действия.

Расширенный функционал

Помимо операторов связи сферу услуг геопозиционирования пытаются осваивать другие компании, стремящиеся привлечь клиентов более широкими функциональными возможностями. Один из недавних примечательных стартапов — сервис «Ты где на карте?», который начал работать в Москве в мае этого года. «Наше принципиальное отличие от схожих услуг сотовых операторов в том, что мы устанавливаем на смартфон с датчиком GPS специальную программу, и благодаря этому объект более точно отслеживается еще и по спутникам, — рассказывает Антон Анпилов, коммерческий директор проекта. — Данные GPS обычно не используются в услугах сотовых операторов, а они позволяют с точностью до нескольких метров определить объект на местности. Особенно это важно за городом, где сотовые вышки стоят реже и потому погрешность в определении координат может быть очень большой».

Кроме того, новый сервис имеет дополнительные функции: например, можно получать данные о том, что у ребенка садится в телефоне батарейка и из-за этого наблюдение за ним скоро может прекратиться. На карте сервиса можно также прослеживать историю перемещения объекта — это удобно, например, если вдруг передача сигнала прекратилась (об этом тоже придет извещение), и тогда можно понять, где был ребенок до того, как данные о нем исчезли с карты. Или ребенок может задавать свой текущий, видный родителям статус: например, «я на тренировке». В этом случае родители не будут волноваться, почему он не отвечает на звонки.

Подобные услуги стоят дороже, чем у операторов, 7 рублей в день, однако, по мнению их создателей, эта цена вполне доступна для массового клиента. «Сейчас у нас насчитывается около сотни активных пользователей системы, — продолжает Антон Анпилов. — Но это только начало — в ближайшее время мы намерены начать активную рекламную кампанию и довести число абонентов до нескольких тысяч».

Протиснуться на рынок сервисов геопозиционирования пытаются и производители «железа» — самих навигационных устройств. На российском рынке они активно продвигают GPS-трекеры — компактные приемники спутниковых сигналов, которые потом по модулю сотовой связи передают координаты на компьютер или смартфон. Например, представители американской компании Garmin заявляют, что такие трекеры можно носить с собой не только людям (детям или пожилым родственникам), их удобно размещать, скажем, на собаках, а также на доставляемом отдельно (например, во время авиаперелета) ценном багаже.

Схема предоставления подобных услуг от производителей навигаторов такова: после приобретения трекера пользователь получает доступ к веб-сервису с наглядной электронной картой, где в любой момент можно увидеть, где находится объект с трекером. На карте можно создавать «безопасные зоны» — то есть при пересечении, скажем, собакой с трекером зоны парка владельцу будет приходить тревожный SMS-сигнал. Правда, стоят подобные трекеры пока довольно дорого: например, цена устройства от Garmin — около 9 тыс. рублей. Кроме того, придется заплатить и за доступ к веб-сервису (50 долларов в год).

Охранная кнопка

Рывок в сторону технологий геопозиционирования сейчас осуществляют и специализированные охранные, а также медицинские компании и государственные силовые структуры. Так, недавно московская полиция выпустила специальное приложение для смартфонов, которое в зависимости от реального местоположения человека в той или иной части города способна выдавать телефон и адрес ближайшего отделения полиции и другую актуальную информацию.

Похожие программы для смартфонов предлагают и частные охранные предприятия (например, «Гольфстрим»). Как вариант, можно приобрести у них отдельное абонентское устройство, которое по сигналу GPS и сотовой связи будет определять местоположение клиента. Задача такой программы или отдельного устройства — выполнять роль «тревожной кнопки», нажав на которую можно в любой момент вызвать группу реагирования. Кстати, у охранных предприятий такая услуга стоит дешевле, чем такой же сервис у сотовых операторов; например, у «Гольфстрима» — около 600 рублей в месяц, включая один бесплатный выезд группы (дополнительные выезды стоят 1 тыс. рублей).

Сервисы геопозиционирования чаще основаны на автоматическом определении координат не по спутниковому датчику, а по сигналу сотового телефона expert_820_082.jpg Фото: Legion-Media
Сервисы геопозиционирования чаще основаны на автоматическом определении координат не по спутниковому датчику, а по сигналу сотового телефона
Фото: Legion-Media

Для пожилых и больных людей в последнее время начинают появляться сервисы с технологиями геопозиционирования от медицинских компаний. Например, один из новых проектов в этой области «Кнопка жизни» за абонентскую плату 580 рублей в месяц предлагает круглосуточный доступ клиента к специальному колл-центру, в котором работают профессиональные врачи, готовые проконсультировать в любой момент, а также вызвать службы помощи. В случае же, если поступил тревожный сигнал, но человек не может говорить, ему оказывают помощь по данным его местоположения, полученных от индивидуального абонентского устройства (подробнее см. «Мобильная медицина», «Эксперт» № 37 за 2012 год).

Активно расширяют свои услуги на основе определения местоположения клиента и крупные компании, специализирующиеся на охране автомобилей. В дополнение к традиционным услугам охраны автомобиля (когда машину находят по геолокационным данным) многие охранные компании предлагают сервис, когда в случае ДТП или поломки машины можно вызвать врачей или службу техпомощи. Некоторые компании (например, «Автолокатор») идут еще дальше: они по желанию клиента могут оперативно предоставлять информацию о пробках, о путях объезда и другие актуальные для водителя данные. «Да, современные навигаторы и смартфоны, которые есть почти у всех водителей, показывают информацию о пробках, но человеку за рулем не всегда удобно самому смотреть и анализировать эту информацию, — рассказывает Глеб Славутский, директор департамента развития и маркетинга компании “Автолокатор”. — Поэтому мы предоставляем клиентам возможность позвонить в наш диспетчерский центр и спросить, есть ли пробки на маршруте и как их лучше объехать. Удобно также позвонить по телефону в дороге и спросить, где находится ближайшая заправка или кафе, а не самому искать их на карте».

С недавних пор у «Автолокатора» доступна и дополнительная услуга под названием «Мониторинг автомобиля». За небольшую сумму (300 рублей в месяц) пользователь получает логин и пароль к специальному сайту, где на карте будет видно перемещение его автомобиля, отчеты о том, где автомобиль был в течение последних дней. Можно также заказать информирование о том, что автомобиль покинул определенную географическую зону или, наоборот, въехал в нее. И такой сервис, похоже, востребован у клиентов, которые таким образом могут видеть передвижения, например, своих ближайших родственников. «В последнее время мы наблюдаем существенный прирост клиентов — до 40 процентов за год — именно на услугу “мониторинг автомобиля”», — продолжает Глеб Славутский.

Большой потенциал компании видят в оснащении системами наблюдения корпоративных автопарков. Установка на машины геолокационных датчиков и подключение их к современным компьютерным системам позволяет не только отслеживать маршруты корпоративных автомобилей, но и контролировать расход топлива (в систему можно интегрировать датчик) или, например, режимы передвижения — система покажет, что водитель превышал скорость или совершал опасные маневры, что может быть критично для сохранности груза.

Место рекламы

Еще одно активно развивающееся направление сервисов геопозиционирования — социальные сети и различные развлекательные службы. В социальных сетях и службах знакомств все чаще можно сделать «чек-ин», то есть обозначить свое местоположение на карте, о чем будут знать друзья или люди, с которыми человек хочет познакомиться. «Проблема таких развлекательных сервисов — то, что их сложно монетизировать и превратить в прибыльный бизнес, — говорит Сергей Денисюк, генеральный директор компании Mobile Up, специализирующейся на разработке приложений для систем геопозиционирования. — Пользователей таких служб трудно заставить платить только за то, что они хотят показать, где они находятся, окружающим».

Куда более высокий коммерческий потенциал у служб так называемого рекламного геотаргетинга, когда в зависимости от местоположения человека ему адресуются различные рекламные сообщения вроде: «Через 100 метров поверни направо и пообедай в кафе за полцены». Интересно, что для своего развития сети геотаргетинга часто используют более сложные и эффективные технические решения, чем другие участники рынка. Например, крупнейшая российская геосоциальная сеть AlerGeo успешно развивает технологию определения местонахождения владельца сотового телефона не только по сигналам от станций сотовой связи, но и по дополнительным источникам сигналов, в частности по точкам беспроводного доступа Wi-Fi и Wi-Max. «Да, конечно, лучше всего определять местоположение человека в городе по спутниковым сигналам GPS или ГЛОНАСС. Они дают погрешность всего в несколько метров, но у них есть и серьезные недостатки, — говорит Андрей Хачатуров, PR-менеджер AlterGeo. — Например, спутниковый приемник на телефоне должен быть всегда включен, иначе, для того чтобы определить местоположение, ему потребуется некоторое время — так называемое время холодного старта, что обычно неудобно для пользователя. Кроме того, не стоит забывать, что в условиях городской многоэтажной застройки смартфону не всегда легко получить сигнал от спутника».

AlerGeo, а также ряд других компаний (например, «Яндекс») сумели разработать технологию, основанную на том, что помимо сигналов сотовой связи смартфон может оказаться подключенным к сетям Wi-Fi, которых в современном городе очень много. И изначально зная точный адрес многих точек доступа Wi-Fi, компьютерная система может определить местоположение подключенного к ним объекта.

AlerGeo, определив местоположение клиента, начинает предлагать ему товары и услуги, которые можно приобрести в непосредственной близости. «На сегодня в нашей сети насчитывается 900 тысяч пользователей, — продолжает Андрей Хачатуров. — Мы привлекли к сотрудничеству несколько тысяч кафе, магазинов и других предлагающих товары и услуги компаний, которые делают нашим пользователям интересные предложения в виде скидок, бонусов и подарков. Мы считаем, что наш проект имеет большой коммерческий потенциал. Источник наших доходов — компании, которые хотят прорекламировать себя на нашем веб-ресурсе, а также сами пользователи — им мы в игровой форме предлагаем зарабатывать бонусы для получения скидок, и если бонусов недостаточно, то люди соглашаются их докупить».