Все запали на сою

Русский бизнес
Москва, 24.09.2012
«Эксперт» №38 (820)
Всего за полвека из малоизвестного растения соя превратилась в одну из главных агрокультур и стала основным кормом в животноводстве. Теперь соевый бизнес расцвел и в России: в течение нескольких лет обороты рынка выросли втрое

Фото: picvario.com/Russian Look

Соя — новейшее открытие мирового сельского хозяйства. Хотя культура эта известна тысячу лет, ее бурное распространение по всему миру началось лишь в 1970-е, когда она шагнула за пределы США и Китая в соседние страны и регионы.

«Ради сои распахивались огромные пространства саванн Южной Америки, масштабы этого процесса сопоставимы разве что с освоением целинных земель в СССР в 50–60-е годы двадцатого века и распашкой Великих Равнин США и Канады в конце девятнадцатого века, — рассказывает доцент географического факультета МГУ Алексей Наумов. — За одно-два последних десятилетия соя изменила жизнь глухой бразильской и аргентинской глубинки; на еще недавно девственных землях в окружении бескрайних полей сои выросли гигантские аграрно-промышленные кластеры, специализирующиеся на переработке бобов и откорме крупного рогатого скота, свиней и птицы».

В России соя припозднилась, но затем взяла резкий старт. За последние несколько лет ее урожай увеличился втрое (см. график 1), стремительно расширилась переработка. По сути в стране появилось новое направление в бизнесе (интервью с крупнейшим игроком рынка см. «Мы не продаем корма, мы продаем привесы»), и, главное, соевому рынку сулят дальнейший рост спроса и предложения, а инвесторы могут обнаружить ряд возможностей. По данным Interagency Agricultural Projections Committee, в ближайшее десятилетие мировой спрос на сою увеличится более чем на 20%. В итоге по объемам продаж на мировых рынках соя уверенно и, похоже, уже навсегда обойдет пшеницу (см. график 2). Масштаб успеха сои таков, что за последние десятилетия она стала ведущей мировой агрокультурой и по абсолютному приросту площадей (см. график 3).

Кому она нужна

Отечественный обыватель обычно воспринимает сою лишь как дешевый заменитель животного белка. Действительно, соевый белок дешевле мясных аналогов в 3–5 раз, близок к нему по питательным свойствам и при этом имеет нейтральный вкус. Однако область применения сои в пищевой промышленности гораздо шире. В Корее и других странах Дальнего Востока соевое молоко, соевый сыр тофу, соевые мясокубики являются частью национальной кухни. Соевый белок легко связывается с водой и жирами, образуя устойчивые соединения, его используют для улучшения структуры, цвета, запаха пищи, получения пены, желе, эмульсий и т. д.

Но на самом деле основной объем сои используется вовсе не в пищевой промышленности, а в кормовой — туда уходит порядка 80–85% всех соевых субпродуктов. В отличие от других культур с высоким содержанием масла наиболее ценный продукт переработки сои — обезжиренный остаток, шрот. Он исключительно питателен, в нем порядка 50% белка, велико содержание незаменимых аминокислот. Эти свойства и сравнительно невысокая цена превратили шрот в главный источник протеинов для высокоинтенсивного животноводства. Без него современные породы животных, которые содержатся в стойлах и не в состоянии самостоятельно добывать корм, попросту не раскроют свой генетический потенциал. Это вдвойне верно для самой быстрорастущей подот

У партнеров

    «Эксперт»
    №38 (820) 24 сентября 2012
    Сериалы
    Содержание:
    Рейтинги вместо смысла

    Российская индустрия сериалов переживает творческий кризис. Преодолеть его она сможет в том случае, если студии будут иметь возможность привлекать инвестиции, а телеканалы не побоятся экспериментировать с контентом

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Частные инвестиции
    Потребление
    Русский бизнес
    Индикаторы
    На улице Правды
    Реклама