Человек, который придумал VISA

Дмитрий Яковенко
1 октября 2012, 00:00
Хок Ди. Философия твоей кредитки

Тем, что выдающиеся менеджеры склонны описывать истории своих успехов в контексте глобальных проблем, никого не удивишь. Мемуары Ди Хока, создателя и первого CEO компании VISA, не исключение. С одной стороны, книга — чудесное подспорье для читателей, желающих разобраться в бизнесе платежных систем. Таких, очевидно, немало: банковскими карточками пользуются все. С другой — Ди Хок не столько рассказывает историю VISA от первого лица, сколько рефлексирует на тему длящегося не первое десятилетие упадка корпоративных институтов.

Взгляды автора просты и прогрессивны: механистические организации ведут общество к глобальному кризису, и, чтобы окончательно в него не скатиться, необходимо создавать так называемые хаордические организации, работающие по аналогии с природными системами, каждый элемент которых связан с остальными, самостоятелен и неотъемлем. При чем тут VISA? Все очень просто: Ди Хок рассматривает историю компании как попытку построить как раз такую хаордическую организацию. «VISA… организация, контроль над которой распределен между ее членами», — пишет Ди Хок, характеризуя свое детище как «холдинг наоборот». Другое дело, что до идеала хаордической организации VISA, по словам самого Ди Хока, не дотягивает. Самая сложная работа — впереди. Этому посвящены последние главы книги, в которых автор, полностью порвав с большим бизнесом, отдается теоретическим изысканиям.

Книга, вышедшая шесть лет назад, нисколько не потеряла актуальности: сегодня ее интересно (а может, особенно интересно в эпоху финансовых кризисов) и приятно читать. Ди Хок старается держаться подальше от зубодробительных клише, присущих жанру мемуаристики, а бизнес и беспокойство за мировую судьбу ему удается совмещать на удивление органично. Видимо, поэтому «Философия твоей кредитки» получилась такой трогательной.

Хок Ди. Философия твоей кредитки. — М.: Секрет фирмы, 2006. — 386 с. Тираж 3000 экз.