Чем гордимся: лидеры

1 октября 2012, 00:00

Описывать конкретные достижения гораздо сложнее, чем оценивать успехи в разрезе статистики — хотя бы потому, что конкретика неизбежно требует более или менее четко сформулированных критериев. С этой проблемой столкнулись и мы, отбирая проекты для «доски почета» крупного российского бизнеса. Несколько месяцев ушло на то, чтобы в процессе непрерывной полемики с ведущими отраслевыми экспертами хоть как-то сформулировать предмет. Все, безусловно, гордятся полетом Гагарина. Но на этом фоне напрашивается банальный вывод: сейчас нам годиться нечем. Совсем нечем.

Если сформулировать помягче: ищем достижения, которые изменили экономический ландшафт если не мира, то хотя бы страны или отрасли, — то уже кое-что просматривается. По крайней мере в беседах с экспертами удалось набрать десятка три примеров.

Они получились крайне разношерстными и разнокалиберными. Тем не менее у них есть общее — это факторы успеха.

Первый из этих факторов — реализация мегапроектов. Среди таковых, к примеру, строительство сети новых трубопроводов для экспорта нефти и газа на рынки, от которых Россия оказалась географически отрезанной после распада СССР. В советские времена трубы для таких веток закупались преимущественно за рубежом. Возникновение в 2000-е годы массового, гарантированного государством спроса сподвигло бизнес на строительство станов-5000, где делается прокат-заготовка для труб большого диаметра.

Второй фактор, поспособствовавший пополнению нашей «доски почета», — осмысленная промышленная политика. Именно благодаря ей наше сельское хозяйство из «черной дыры» превратилось в инвестиционно привлекательную отрасль, были вытеснены «ножки Буша»; создана целая череда заводов по промсборке «русских иномарок» с растущей локализацией производства автокомпонентов.

Третий фактор успеха нашего крупного бизнеса — кооперация с технологическими лидерами. С распадом СССР и СЭВа отечественный рынок оказался слишком узким для целого ряда отраслей нашей экономики, встраивание в мировое разделение труда для них стало основой развития. Кооперация с ведущими глобальными игроками дала жизнь таким передовым проектам, как «Сухой Суперджет», а компаниям вроде «ВСМПО-Ависма» или «Аэрофлота» открыла путь на внешние рынки.

Четвертый фактор, тесно связанный с предыдущим, — это глобализация бизнеса. Экспансия на мировой рынок невозможна без компаний — мировых лидеров. Сегодня в России такие лидеры есть. И не только в сырьевых отраслях. Наряду с «Газпромом» или «ЛУКойлом» это и «Росатом», и «Русал», и транспортная авиакомпания «Волга-Днепр».

И наконец, последний, пятый фактор, способствовавший успехам российских компаний в последние два десятилетия, — внедрение передовых бизнес-технологий. Пищевая промышленность и розничная торговля, сотовая связь и информационные технологии, финансово-кредитная сфера — эти отрасли в постсоветской экономике возникли с нуля или претерпели коренную модернизацию, успешно применив на отечественной почве самые передовые бизнес-технологии.

Потенциал, заложенный в этих факторах успеха, нашим бизнесом далеко не полностью использован. Они могут и должны стать основой для прорыва российской экономики.

Что же касается итогового списка достижений крупных отечественных компаний, который представлен на соседних страницах, то он, конечно, не исчерпывающий и во многом субъективный. Что-то мы наверняка упустили. Но считаем это простительным — будет повод рассказать об успехах страны еще раз.

Топливно-энергетический комплекс

 expert_821_107-1.jpg Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Настоящая ВИНК

Что: освоение шельфового месторождения нефти, позволившее компании войти в элитный мировой клуб технологических лидеров, глубокая модернизация нефтеперерабатывающих активов.

Кто: «ЛУКойл» (2*).

Когда: шельфовая добыча — с 2009 года, программа модернизации нефтепереработки — с 2002 года.

После того как в 2009 году «ЛУКойл» начал эксплуатацию освоенного без участия зарубежных партнеров месторождения им. Юрия Корчагина в Каспийском море, Россия вошла в клуб шести государств, способных самостоятельно вести шельфовую добычу нефти. Еще одно неоспоримое достижение компании — глубокая модернизация доставшихся ей российских нефтеперерабатывающих активов, по темпам и интенсивности которой «ЛУКойл» уверенно опережает подавляющее большинство российских НК. В 2011 году нефтепереработка и сбыт принесли в совокупную выручку компании 128,5 млрд долларов, а добыча — 44,8 млрд долларов. С 1 июля 2012 года НПЗ компании прекратили производство бензина стандарта «Евро-4» — теперь на АЗС «ЛУКойла» продается только топливо «Евро-5». 

 expert_821_107-2.jpg Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Быстрорастущая независимость

Что: создание крупнейшего в России независимого производителя природного газа, показывающего высокую динамику развития.

Кто: «НоваТЭК» (38).

Когда: с середины 2000-х годов.

Созданный на базе провинциального стройтреста «Куйбышевтрубопроводстрой», «НоваТЭК» к середине 2000-х стал крупнейшим независимым производителем природного газа в России. К 2011 году «НоваТЭК» добывал около 8% природного газа в нашей стране. При этом компания в последние годы демонстрирует стремительный рост: добыча газа в 2011 году по сравнению с предыдущим годом увеличились на 41,7%, а добыча жидких углеводородов — на 13,5%. Львиная доля выручки «НоваТЭКа» формируется за счет продажи газа на внутреннем рынке. В заслугу компании можно поставить и активное освоение Северного морского пути — именно «НоваТЭК» стал одним из организаторов и фрахтователем состоявшихся в 2009–2011 годах рекордных рейсов крупнотоннажных танкеров по трассам СМП.

 expert_821_107-3.jpg Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Запитались от вулкана

Что: строительство первой за полвека с лишним геотермальной электростанции в России.

Кто: «ВО “Технопромэкспорт”» (260).

Когда: 2002 год.

Технологии использования возобновляемых источников энергии были одним из коньков советской электроэнергетики — именно в нашей стране построены одни из первых в мире приливно-отливных и геотермальных электростанций. Однако после распада СССР это направление было надолго забыто. Построенная в долине вулкана Мутновский на Камчатке ГеоЭС стала второй геотермальной электростанцией в России после Паужетской ГеоЭС, которая была построена еще в 1966 году. Причем ее строительство не дар глобальной моде, а насущная необходимость: Камчатка отрезана от региональной энергосети, а собственных генерирующих мощностей, работающих на привозном топливе, здесь явно недостаточно. С вводом в строй станции проблема дефицита электроэнергии на Камчатке в значительной мере ослабла. 

Аграрно-промышленный комплекс и торговля

 expert_821_107-4.jpg Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Пионеры российского брендостроения

Что: российские компании, первыми научившиеся создавать успешные потребительские бренды.

Кто: группа «Вимм-Биль-Данн» (участвует в составе PepsiCo, 42), пивоваренная компания «Балтика» (83).

Когда: с 1992 года.

Основатели «Вимм-Биль-Данна» Сергей Пластинин и Михаил Дубинин стали одними из первых в России, кто увидел связь между упаковкой, запоминающимся товарным знаком и ценой товара. Появившиеся в 1992 году соки в упаковке с симпатичной зверушкой довольно быстро заняли лидирующее место на рынке, а «Вимм-Биль-Данн» вскоре превратился в общенациональный бренд — один из первых в истории постсоветской России. В 2002 году компания первой среди российских производителей продуктов питания разместилась на Нью-Йоркской фондовой бирже. Сегодня она владеет 22 популярными брендами, пять из которых входят в десятку самых дорогих в России.

Другой пионер российского «брендостроения» — пивоваренная компания «Балтика». Пиво под этой торговой маркой появилось на рынке в 1992 году — именно тогда подавляющее большинство российских потребителей узнали, что пиво бывает не только «Жигулевским» и закончившимся, но и вкусным. Бренд «Балтика» и сегодня входит в тройку самых дорогих российских торговых марок — сразу за брендами крупнейших сотовых операторов, его доля на пивном рынке — 39,7%.

 expert_821_108-2.jpg Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Страж продовольственной безопасности

Что: ключевая роль в вытеснении импорта на российском продовольственном рынке.

Кто: холдинг «Мираторг» (178).

Когда: с 1995 года.

Еще пятнадцать лет назад сельское хозяйство в России и словосочетание «черная дыра» были синонимами. Однако рост потребительского спроса и целенаправленная политика государства по защите внутреннего рынка принесли свои плоды — в производстве зерна, мяса птицы и свиноводстве возник целый ряд бизнесов, успешно оттеснивших импортную продукцию на российском рынке. В частности, благодаря усилиям российских производителей свинины, среди которых «Мираторг» занимает лидирующую позицию, доля импорта на российском рынке этой продукции всего за шесть лет (с 2005-го по 2011 год) сократилась более чем с 56% до 30%.  

Розница двух столиц

Что: создание крупнейшего объединения продовольственных розничных сетей, реализовавшего в России новый стандарт торговли.

Кто: X5 Retail Group (16).

Когда: с 1995 года.

Возникла в 2006 году как конгломерат двух разноформатных проектов — основанной в Москве сети супермаркетов «Перекресток» и начинавшейся в Санкт-Петербурге сети дискаунтеров «Пятерочка». Попутно вобрала в себя целый ряд других сетей поменьше. В результате получился интегрированный прозрачный бизнес с четким позиционированием каждого направления.

Признанием заслуг создателей компании стало приглашение исполнительного директора X5 Льва Хасиса на должность вице-президента крупнейшей розничной сети мира Wal-Mart.

Под управлением группы находится более 3 тыс. магазинов, ее выручка превышает 15 млрд долларов.

 expert_821_108-3.jpg Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Супермаркет вместо сельпо

Что: крупнейшая в России розничная сеть «Магнит», принесшая современные стандарты торговли в регионы.

Кто: «Магнит» (22).

Когда: с 1998 года.

Региональный проект, выросший с нуля. За 14 лет число магазинов и гипермаркетов превысило 5 тыс. — то есть все это время компания соответствовала заявленному темпу «один магазин в день». При этом магазины открывались там, куда многие другие сети идти не спешили: в провинции. Выручка компании в 2011 году достигла 11,4 млрд долларов. Все это время она остается под контролем основателей.  

Химическая промышленность

 expert_821_108-4.jpg

Анализ синтеза

Что: создание крупнейшего нефтехимического холдинга Восточной Европы, масштабное импортзамещение.

Кто: «Сибур» (29).

Когда: с 1996 года.

Консолидация нефтехимических предприятий вокруг монопольного поставщика сырья — «Сибура» спасла отрасль в 1990-е, позволив возродить существовавшие в ней в советское время кооперационные и технологические цепочки. После завершения в 2007 году затянувшегося процесса смены собственников и корпоративной реорганизации холдинг приступил к выполнению масштабной инвестиционной программы. Сегодня именно «Сибур» реализует наиболее значимые и амбициозные проекты в российской нефтехимии. На его счету создание первого в России производства ранее импортировавшегося гранулята из ПЭТ, строительство сразу нескольких крупнейших в стране комплексов по выпуску полимеров, среди которых строящееся полипропиленовое производство, которое войдет в тройку крупнейших в мире, а также комплекса по перевалке сжиженных углеводородных газов в Усть-Луге. Наконец, за счет модернизации существующих и ввода новых мощностей с 2003 года компания более чем вдвое — с 8 млрд до 18 млрд кубометров — увеличила объемы переработки нефтяного попутного газа, основного сырья для нефтехимии. 

 expert_821_108-5.jpg Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Вождь каучуков

Что: лидер в области модернизации производства среди российских предприятий нефтехимии.

Кто: «Нижнекамскнефтехим» (55).

Когда: с 1999 года.

Крупнейшее нефтехимическое предприятие России на протяжении уже более десяти лет является олицетворением модернизации отечественной промышленности. Благодаря запущенной еще в конце 1990-х масштабной программе модернизации НКНХ расширил ассортимент выпускаемых синтетических каучуков с двух видов до семи, всего за пять лет сумел стать крупнейшим в стране производителем полистирола и полипропилена, хотя еще в начале 2000-х не имел мощностей по их выпуску, построил линию по производству полиэтилена — первую в России с 1994 года. Модернизация сделала комбинат наиболее энергоэффективным предприятием отрасли. НКНХ — одно из немногих промышленных предприятий в России, которое в разгар кризиса не только не урезало, но и расширило свою инвестиционную программу. К 2014 году запланировано двукратное увеличение объемов производства синтетических каучуков — до 800 тыс. тонн в год, строительство первой в новейшей истории страны установки пиролиза мощностью 1 млн тонн в год. 

Металлургия и трубная промышленность

 expert_821_110-1.jpg Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Труба, давшая независимость

Что: создание стана-5000 — самого передового металлургического производства, избавившего страну от критически важного импорта.

Кто: Магнитогорский металлургический комбинат (28), Объединенная металлургическая компания (59) (Выксунский металлургический завод).

Когда: 2006–2009 годы (магнитогорский стан), 2007–2011 годы (выксунский стан).

Стан-5000 — прокатное производство, способное выпускать стальные листы шириной 5 м (в миллиметрах это те самые 5000) и длиной до 18 м — это хайтек черной металлургии. Такими станами (а они размером с целый завод) могут похвастаться меньше десяти стран во всем мире. Россия, которая с распадом СССР была вынуждена начать строить новые газо- и нефтепроводы в обход стран-транзитеров, почти весь прокат для экспортных труб покупала за рубежом — в среднем порядка 1 млн тонн более чем на 1 млрд евро в год. С вводом в строй своих станов-5000 страна от этого импорта зависеть перестала.

 expert_821_110-2.jpg Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Лидер для металла номер один

Что: создание крупнейшей алюминиевой компании в мире.

Кто: «Русал» (20).

Когда: 2006 год.

Консолидация разрозненных и растаскиваемых посредниками алюминиевых активов позволила «Русалу» всего за десять лет выйти в глобальные лидеры в своей отрасли. Слияние активов «Русала», СУАЛа и Glencore International в 2006 году привело к созданию крупнейшей алюминиевой компании мира, производящей сегодня 4,7 млн алюминия в год (9% мирового производства). Важно, что в рамках корпорации все принадлежащие «Русалу» производственные активы были полностью обеспечены сырьем — глиноземом, по объемам производства которого компания также занимает одно из лидирующих мест в мире. В заслугу «Русалу» можно поставить и строительство Хакасского алюминиевого завода — первого предприятия отрасли, построенного в России после распада СССР, инвестиционные проекты в гидроэнергетике, а также разработку и внедрение собственных технологий электролиза, сопоставимых с лучшими мировыми аналогами по энергоэффективности и экологичности. 

 expert_821_110-3.jpg Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Без них не летают

Что: создание крупнейшей в мире вертикально интегрированной титановой корпорации, основного поставщика титана для мирового авиапрома и двигателестроения.

Кто: корпорация «ВСМПО-Ависма» (214).

Когда: с 1992 года.

Лишившись вследствие обвального распада авиапрома и ВПК заказов от российских предприятий, Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение (ВСМПО) сумело быстро переориентироваться на внешние рынки. ВСМПО получило сертификаты и стало поставщиком большинства ведущих авиастроительных и двигателестроительных корпораций США и Европы. Объединение в рамках единой корпорации с основным поставщиком титановой губки ОАО «Ависма» позволило создать вертикально интегрированную компанию, полностью обеспеченную собственным сырьем. Корпорация обеспечивает до 35% всех потребностей в титане компании Boeing, 65% концерна EADS, 90% компании Goodrich, 100% фирмы Embraer. В мире нет ни одной потребляющей титан авиастроительной фирмы, которая не использовала бы продукцию ВСМПО.   

Транспорт

 expert_821_110-4.jpg Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Обретшие крылья

Что: создание одной из наиболее клиенториентированных авиакомпаний в мире и возвращение позиций национального авиаперевозчика после провала в 1990-е годы.

Кто: «Аэрофлот» (44).

Когда: с 2003 года.

В середине 1990-х «Аэрофлот» продолжали считать национальным перевозчиком скорее по инерции. Уже в 1992 году от этой крупнейшей на тот момент в мире и в истории авиакомпании откололось более 300 самостоятельных перевозчиков, некоторые из них располагали всего одним-двумя самолетами. В 1999 году компания перевезла регулярными рейсами всего 4,438 млн пассажиров вместо 130 млн в конце 1980-х. Проведенный в начале 2000-х удачный ребрендинг, радикальное обновление самолетного парка, освоение передовых технологий обслуживания, поглощение и вытеснение с рынка мелких авиакомпаний позволили «Аэрофлоту» вернуть статус главного национального авиаперевозчика. В 2011 году «Аэрофлот» перевез более 14 млн пассажиров, его доля на рынке внутренних перевозок составила 21,6% (по пассажиропотоку), а на внешних — 30,5%.      

 expert_821_111-1.jpg Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Заоблачный грузовик

Что: завоевание лидирующих позиций на международном рынке авиационных крупнотоннажных грузоперевозок и создание фактической мировой монополии по авиаперевозкам негабаритных грузов.

Кто: группа компаний «Волга-Днепр» (141).

Когда: с 1990 года.

Бизнес-идея основанной 1990 году компании «Волга-Днепр» заключалась в коммерческом использовании уникального наследства советского авиапрома — созданных в эпоху гонки вооружений и не имеющих по сей день аналогов в мире сверхтяжелых рамповых самолетов Ан-124 «Руслан». Сегодня, располагая парком из 10 самолетов Ан-124-100 и 4 Ил-76-ТД-90ВД, а также уникальными технологиями транспортировки, компания уверенно занимает нишу международных авиаперевозок крупногабаритных и сверхтяжелых грузов — элементы турбин для электростанций, оборудование и декорации для съемок «Звездных войн», космические корабли. А в 2003 году «Волга-Днепр» вышла на рынок регулярных грузовых авиаперевозок — для этой цели в рамках группы был создан оператор AirBridgeCargo. 

 expert_821_111-2.jpg Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Билет в бизнес-класс

Что: создание с нуля крупнейшей независимой частной авиакомпании России.

Кто: «Трансаэро» (88).

Когда: с 1991 года.

«Трансаэро» стала одним из первых и крупнейшим частным российским авиаперевозчиком, своим происхождением никак не связанным с советским «Аэрофлотом». Компания является пионером и законодателем мод как в подходах к комплектации парка воздушных судов, так и во внедрении в России западных стандартов обслуживания пассажиров. Именно на рейсах «Трансаэро» в России впервые появился бизнес-класс, компания первой в нашей стране ввела продажу электронных билетов и онлайн-регистрацию пассажиров. Среди российских компаний по общему пассажиропотоку в прошлом году «Трансаэро» уверенно заняла второе место с долей 20%, лишь незначительно уступив «Аэрофлоту». 

Обрабатывающая промышленность

 expert_821_112-1.jpg Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Бренды грязи не боятся

Что: создание сильного, узнаваемого во всем мире автомобильного бренда.

Кто: КамАЗ (65).

Когда: все постсоветское время.

КамАЗ — единственный российский автомобильный бренд, регулярно попадающий в авторитетный рейтинг самых дорогих брендов России Interbrand Zintzmeyer & Lux, причем его позиции постоянно улучшаются. Созданию сильного бренда способствовало не только сохранение под натиском импорта доминирующих позиций на отечественном рынке автомобилей грузоподъемностью 14–40 тонн, создание современной дилерской и сервисной сети, модернизация модельного ряда, но и эффективные маркетинговые усилия. Так, во всем мире КамАЗ известен как неоднократный победитель ралли Париж—Дакар в своем классе. 

 expert_821_112-2.jpg Фото: photoxpress.ru
Фото: photoxpress.ru

Локомотив для тепловозов

Что: восстановление отрасли транспортного машиностроения после провала 1990-х годов, освоение производства целой линейки новой техники.

Кто: Трансмашхолдинг (66).

Когда: с 2004 года.

С распадом СССР производство целого ряда типов локомотивов и подвижного состава оказалось за границей. Консолидация локомотивостроителей в рамках Трансмашхолдинга, создание совместных проектов с глобальными лидерами способствовали тому, что сегодня отечественное транспортное машиностроение в состоянии обеспечить российские железные дороги практически всеми видами техники, а объемы производства локомотивов по сравнению с 2000 годом выросли более чем в четыре раза.

 expert_821_112-3.jpg Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Силовой прием

Что: создание одного из немногих мировых «фуллайнеров» в энергетическом машиностроении.

Кто: «Силовые машины» (140).

Когда: с 2000 года.

Объединение бывших флагманов советского энергомашиностроения в рамках концерна «Силовые машины» сделало компанию одним из немногочисленных «фуллайнеров» в мировом энергетическом машиностроении — концернов, осуществляющих полный цикл, от разработки до серийного производства, монтажа и сервисного обслуживания силового оборудования для электростанций разных типов. Компании не только удалось сохранить технологический задел и возможности, доставшиеся в наследство от советского силмаша, но и расширить их за счет партнерства с ведущими глобальными компаниями (Siemens в турбиностроении, Toshiba — в производстве трансформаторов). «Силовые машины» долгое время оставались одним из немногих российских гражданских машиностроителей, получавших львиную долю выручки за счет экспорта продукции. Однако в последние годы заказы отечественных энергокомпаний — «Русгидро», «Росатома», ОГК и ТГК — стали преобладать в портфеле заказов концерна. При этом его выручка за последние десять лет выросла более чем в семь раз. 

 expert_821_112-4.jpg Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Кормилица миллионов

Что: «Газель», самый успешный легкий коммерческий автомобиль (LCV) в СНГ, строительство первого за 40 лет завода дизельных двигателей.

Кто: группа ГАЗ (49).

Когда: 1994 год — начало выпуска «Газелей», 2011-й — сдача в эксплуатацию завода дизельных двигателей.

Если принятый в СССР закон о кооперации дал законную возможность заниматься бизнесом, то начавшийся всего через шесть лет серийный выпуск «Газелей» позволил сотням тысяч людей завести свое дело. Для многих семей «Газель» до сих пор остается единственной «кормилицей». С 1994 года произведено более 1,5 млн машин, группа ГАЗ до сих пор занимает порядка 50% рынка LCV России (в количественном выражении). Именно благодаря «Газели» ГАЗ сохранил уверенное положение на рынке в первые постперестроечные годы. Еще одна заслуга группы — строительство в Ярославле совместно с австрийской AVL List GmbH завода средних дизельных двигателей, удовлетворяющих стандарту «Евро-4», а в перспективе «Евро-5» и «Евро-6». Новые производства дизелей не строились в нашей стране уже более 40 лет.  

 expert_821_114-1.jpg Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Проект последней надежды

Что: запуск первого постсоветского серийного гражданского самолета Sukhoi Superjet 100, спасшего отечественное авиастроение от краха.

Кто: АХК «Сухой» (89).

Когда: 2000–2011 годы.

Проект SSJ спас гражданский авиапром России от исчезновения. Для отечественных авиастроителей проект стал новаторским сразу по нескольким направлениям: впервые в России самолет изначально проектировался под конкретные требования перевозчиков, впервые работа над проектом велась в тесной кооперации с мировыми грандами авиастроения. В результате SSJ — единственный российский гражданский самолет, конкурентоспособный на мировом рынке. Сегодня SSJ эксплуатируется российскими и зарубежными авиакомпаниями, а компания «Гражданские самолеты Сухого» имеет подтвержденные заказы на 342 машины. 

Информационно-коммуникационные технологии

 expert_821_114-2.jpg Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Трудились как пчелки

Что: создание одного из первых операторов сотовой связи в России, внесшего решающий вклад в формирование одного из наиболее развитых рынков мобильной связи в мире, создание первой российской глобальной телекоммуникационной компании.

Кто: «Вымпелком» (24).

Когда: с 1992 года.

Когда в России говорят о важности конкуренции и о более высокой эффективности частного капитала по сравнению с государственным, немедленно вспоминают о рынке мобильной связи. Созданная в 1992 году руководителем подразделения оборонного Радиотехнического института Дмитрием Зиминым компания «Вымпелком» стала одним из пионеров и по сей день остается среди лидеров российского рынка мобильной связи. Компания внесла бесспорный вклад в создание с нуля одного из самых развитых в мире рынков связи (уровень проникновения 170%). Начав со строительства аналоговой сети на 200 абонентов, оператор, работающий под торговой маркой «Билайн», сегодня обслуживает в нашей стране более 56,5 млн абонентов. Компания стала первопроходцем и на международных финансовых рынках — в 1995 году «Вымпелком» первой из российских компаний провел успешное размещение на Нью-Йоркской фондовой бирже. Это первая российская телекоммуникационная компания, создавшая международный интегрированный телекоммуникационный холдинг, обслуживающий 205 млн абонентов в 19 странах мира.

 expert_821_114-3.jpg

Интегральный подход

Что: одна из первых и крупнейших отечественных IT-компаний — разработчик уникального ПО, признанного в мире.

Кто: IBS (256).

Когда: с 1992 года.

Компания «Информационные бизнес-системы» (IBS) по праву считается одним из создателей российского рынка системной интеграции, внедрения бизнес-приложений, офшорного программирования, разработки программного обеспечения и IT-консалтинга. Среди клиентов компании — «Газпром», ЦБ РФ, Сбербанк, «Русал», крупнейшие розничные сети, банки и сырьевые компании страны. Сегодня группа компаний IBS входит в число крупнейших IT-компаний страны. А ее подразделение Luxoft вошло во многие международные рейтинги как один из ведущих разработчиков уникального ПО в мире.

 expert_821_114-4.jpg Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Русский ответ Google

Что: создание компании — лидера российского интернета, одной из немногих национальных поисковых систем, успешно конкурирующей с Google и доминирующей на домашнем рынке.

Кто: компания «Яндекс» (312).

Когда: с 1997 года.

«Яндекс» — зримое доказательство того, что Россия — современная страна, способная претендовать на достойное место в мировой экономике знаний. Базирующийся на российской технологии и запущенный в 1997 году, «Яндекс» создал первую в рунете систему контекстной рекламы, впервые предложил пользователям целый ряд сервисов, до которых не додумались его конкуренты из Google, сегодня это первая российская интернет-компания по размеру выручки и прибыли. «Яндекс» — один из национальных поисковиков, который оказался не по зубам Google, а таковые можно пересчитать по пальцам одной руки. Более того, «Яндекс» стал первым российским поисковиком, начавшим экспансию на зарубежные рынки. За последние два года Google смог немного потеснить российский поисковик в России, однако доминирующему положению «Яндекса» пока ничто не угрожает — его доля на рынке поиска в рунете уже давно превышает 60%.

 expert_821_116-1.jpg Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Инвестор для российского хайтека

Что: создание крупнейшего в России холдинга в несырьевом секторе, исключительный вклад в развитие рынка мобильной связи и высокотехнологичных отраслей.

Кто: АФК «Система» (7).

Когда: с 1993 года.

С момента появления на российском рынке АФК «Система» была не вполне обычной по российским меркам инвестиционной компанией. Корпорация сделала ставку на инвестиции в несырьевые компании, в том числе стала активным игроком на зарождавшемся тогда рынке мобильной связи. Сначала «Система» вошла в капитал «Вымпелкома», а затем стала контролирующим акционером МТС — сегодня это один из ключевых активов корпорации, крупнейший оператор сотовой связи в России и СНГ, обслуживающий более 106 млн абонентов. В дальнейшем АФК «Система» инвестировала, чаще всего успешно, в девелопмент, розничную торговлю, страхование, банкинг, медицинские услуги, нефтедобычу и нефтепереработку и, что также не вполне обычно для российских инвесторов, — в высокотехнологичные российские компании в области биотехнологий, микроэлектроники, ИКТ и систем безопасности. Объединившее хайтек-активы корпорации ОАО «Ситроникс» (сегодня входит в контролируемый АФК «Система» холдинг ОАО РТИ), в частности, создало первый российский завод, производящий современные микрочипы.

Финансовый сектор

 expert_821_116-2.jpg Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Грациозный слон

Что: превращение «сберкассы» в полноценный банк с современным сервисом в масштабах всей страны, выход на лидирующую позицию среди банков Восточной Европы.

Кто: Сбербанк (6).

Когда: с 2007 года.

До 2007 года розничные банки России делились на две категории: «нормальный банк» и оставшаяся со времен СССР «сберкасса». Сбербанк постепенно терял долю рынка, и это казалось признаком прогресса. Однако с приходом на должность председателя правления банка Германа Грефа в банке очень быстро почувствовались перемены. Сейчас сервис Сбербанка стал для финансовой отрасли России стандартом де-факто, и во многих отношениях частным банкам приходится выступать уже «догоняющими». При этом Сбер уверенно сохраняет лидирующие позиции практически во всех секторах банковского рынка России и стал номером один среди банков Восточной Европы. 

 expert_821_116-3.jpg Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

В начале банковского алфавита

Что: создание крупнейшего частного банка страны.

Кто: Альфа-банк (77).

Когда: с 1990 года.

Один из старейших частных универсальных банков страны на протяжении почти 20 лет является одним из лидеров на российском банковском рынке и законодателем мод в области банковского сервиса. Уникальность банка в том, что его бизнес-модель никогда не была «завязана» на обслуживание интересов компаний промышленного сектора, благодаря чему банк не испытывал каких-либо ограничений в своем развитии. Сегодня Альфа-банк — крупнейший частный банк России по величине активов, собственного капитала, кредитному портфелю и счетам клиентов. По состоянию на 1 января 2012 года в Альфа-банке обслуживается около 56 тыс. корпоративных клиентов и 6,3 млн физических лиц, его собственный капитал составляет (на конец 2011 года) 3,4 млрд долларов, а чистые активы — 31,4 млрд долларов.   

 expert_821_116-4.jpg Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Зачинатель потребительского бума

Что: создание российского рынка POS-кредитования.

Кто: банк «Русский стандарт» (186).

Когда: с 2001 года.

Банк — пионер российского рынка POS-кредитования, один из первых российских частных монолайнеров. С начала 2000-х годов удалось практически с нуля выстроить эффективный бизнес по кредитованию населения в торговых точках, в том числе в регионах. Банк долгое время оставался лидером рынка по портфелю POS-кредитов, опережая ведущие банки с иностранным участием в капитале. Сегодня «Русский стандарт» активно развивает направление кредитных карт и кредитов наличными и остается одним из ведущих банков по объему потребительского кредитования. При этом благодаря смене модели развития бизнес банка стал более устойчивым и сбалансированным.