До следующего сезона

Александр Кокшаров
1 октября 2012, 00:00

Неспособность игроков и клубов прийти к компромиссу по поводу зарплат может сделать перерыв в играх затяжным, что серьезно подорвет позиции хоккея в Северной Америке

Фото: AP
Неспособность игроков и клубов прийти к компромиссу серьезно подорвет позиции хоккея в Северной Америке

В Национальной хоккейной лиге, объединяющей 30 хоккейных клубов США и Канады, объявлен локаут. Это произошло после того, как игроки и владельцы клубов не смогли достигнуть соглашения о зарплатах и бонусах. Согласно истекшему 15 сентября соглашению, хоккеисты получали 57% доходов лиги. Руководители клубов предлагают с сезона 2012/13 года сократить долю игроков до 49%, а в последующие четыре года уменьшить ее до 47%. Ассоциация игроков оказалась не готова к столь серьезному сокращению доходов. Согласно ее предложениям, хоккеисты в ближайший сезон могут согласиться на 54,3% доходов, а в будущем — на 52,4%.

Хоккеисты должны были вернуться на тренировочные базы к 21 сентября, однако пока этого не произошло. В результате открытие сезона, запланированное на 11 октября, остается под вопросом. Более того, нападающий Detroit Red Wings Дэнни Клири заявил, что нынешний локаут в НХЛ может затянуться даже дольше, чем на один сезон.

Хоккейные игроки — миллионеры, в то время как владельцы клубов — мультимиллионеры или даже миллиардеры. И те и другие могут надолго отказаться от текущих доходов. К тому же многие игроки НХЛ — иностранцы, и они могут вернуться на несколько месяцев или даже на целый сезон в клубы на родине, как это происходило в 2004 году. Так, Континентальная хоккейная лига, состоящая из 26 клубов, от Чехии и Латвии до России и Казахстана, уже ожидает возвращения целого ряда звездных игроков из-за океана. Часть игроков, возможно, отправится в команды Германии, Финляндии и Швеции. Судя по настрою, обе стороны в НХЛ будут стоять до последнего, не идя ни на какие уступки.

Бедная лига

«Хоккейная лига с каждым годом зарабатывает все больше, и владельцы клубов не хотят делиться растущими доходами с игроками. Хотя речь идет о снижении доли игроков в общих доходах всего на несколько процентных пунктов, в пересчете на деньги это 300 миллионов долларов. А это очень много, даже если учесть суммарное число игроков», — рассказал «Эксперту» Тим Ричардсон, спортивный комментатор из Балтимора. В минувшие годы доходы НХЛ неуклонно росли, достигнув в прошлом сезоне рекордных 3,2 млрд долларов (в 2006 году — 2,2 млрд долларов). Суммарная стоимость 30 клубов НХЛ составляет, по оценке журнала Forbes, 7,2 млрд долларов. К началу сезона 2011/12 года средняя зарплата игрока хоккейной лиги достигла 2,4 млн долларов в год (в сезоне 2005/06 года — всего 1,5 млн долларов). Казалось бы, чего тут спорить?

Причина в том, что для североамериканского хоккея характерна самая большая разбежка в распределении доходов между клубами среди «большой четверки» видов спорта — бейсбола, американского футбола, баскетбола и хоккея. Клубы НХЛ зависят от доходов, которые они получают в основном на месте, в своем городе, в частности от продажи билетов и местных спонсорских контрактов. Тогда как, скажем, в Лиге американского футбола (НФЛ) значительно большая часть доходов перераспределяется между клубами централизованно. Это препятствует ситуации, когда несколько сверхбогатых клубов начинают доминировать в этом виде спорта, и, по крайней мере теоретически, делает спортивные состязания более честными и конкурентными.

В НХЛ же подобной мощной распределительной системы нет. При этом в хоккее прибыльны сегодня лишь 12 из 30 клубов лиги, остальные закончили прошлый год с убытками, причем у некоторых клубов (например, команд из Коламбуса и Финикса) они были значительными. Проблема также в том, что НХЛ имеет самую низкую зрительскую аудиторию из всех видов спорта «большой четверки» и, как следствие, зарабатывает на правах трансляции меньше конкурентов (см. «Реклама растет»). Это ведет к тому, что ей удается привлекать меньше спонсорских контрактов по сравнению с другими лигами. Поэтому для некоторых клубов вопрос распределения доходов — это буквально вопрос выживания.

При этом, несмотря на то что НХЛ зарабатывает меньше на телевизионных правах, зарплата хоккеистов больше, чем у игроков в американский футбол (см. график). Именно поэтому владельцы клубов настаивают на пересмотре формулы распределения доходов.

Альтернатива не для всех

Игроки предпочитают не торговаться, а находить альтернативные варианты занять себя во время локаута. Неудивительно, что это уже третий локаут в НХЛ за последние 18 лет. Из-за подобного трудового спора сезон 2004/05 года был полностью отменен (тогда Кубок Стэнли не разыгрывался впервые с 1919 года), а в сезоне 1994/95 года было сыграно лишь 48 игр вместо 82. Вот и сегодня, как и в 2004 году, многие подписывают короткие контракты за пределами Северной Америки, в частности в Континентальной хоккейной лиге. Так, в середине сентября газета New York Times сообщила, что звезда Pittsburgh Penguins Евгений Малкин подписал контракт с магнитогорским «Металлургом», а капитан Washington Capitals Александр Овечкин выступит за московское «Динамо».

Выступая за клубы из КХЛ, игроки смогут зарабатывать примерно 65% своей зарплаты в НХЛ, но возможности трудоустройства здесь ограничены. По правилам Континентальной лиги, каждый из 26 ее клубов может взять себе не более трех игроков из НХЛ. Во время локаута сезона 2004/05 года около половины игроков Национальной хоккейной лиги были вынуждены искать работу в более мелких лигах в Европе, например в Германии, Швеции и Финляндии.

Конечно, альтернативные заработки сопровождаются и ростом расходов игроков. Так, если хоккеист НХЛ выступает за команду за пределами Северной Америки, он отвечает за собственную страховку от травм. Это означает, что при текущих ставках игроки НХЛ заплатят по 35 тыс. долларов за каждый 1 млн долларов покрытия страховкой. Если же игрок получит травму во время выступления за зарубежную команду, а локаут закончится, то команда НХЛ сможет временно отстранить его без выплаты зарплаты до тех пор, пока он не вернется на лед.

Как и любой трудовой спор в большом спорте, локаут в Национальной хоккейной лиге касается не только владельцев клубов и игроков. 19 сентября лига преду­предила сотрудников штаб-квартиры о том, что им предстоит принять 20-процентное сокращение зарплаты и перейти на четырехдневную рабочую неделю с начала октября.

Но больше всего пострадают от локаута фанаты. Многие из них еще в начале года приобрели дорогостоящие сезонные билеты на 2012/13 год, которые сегодня оказались пустой тратой денег. Например, сезонный билет на матчи команды Washington Capitals на двух человек может стоить более 10 тыс. долларов. Пока клубы рассылают владельцам билетов уведомления о том, что начало сезона откладывается. Но при нынешнем раскладе североамериканским болельщикам придется этой зимой или смотреть телетрансляции матчей зарубежных команд, или переключаться на другие виды спорта из «большой четверки».

Лондон

Реклама растет

Хотя на продаже прав на трансляции НХЛ зарабатывает не так уж много, доходы по этой статье увеличиваются. По оценкам Bloomberg, за последние четыре года телевизионный рейтинг НХЛ вырос на 84%. В апреле 2011 года лига объявила о подписании сделки с телевизионной компанией NBC Sports Group, согласно которой она получит 2 млрд за права трансляции на ближайшие десять лет, то есть до сезона 2019/20 года включительно. Для североамериканского хоккея эта сумма оказалась рекордной, но все равно отстает, например, от недавнего контракта между НФЛ и телевизионными студиями. В декабре 2011 года футбольная лига продала права на трансляции матчей телеканалам Fox, CBS и NBC на период с 2014-го по 2022 год (восемь сезонов) за 3,1 млрд долларов в год.

Причина того, что телевизионщики готовы платить за права трансляций так много, — изменения в индустрии развлечений. «Сегодня зрители стали очень информированными и избирательными в том, что касается выбора конкретных развлечений и каналов доступа к ним. Спорт стал той формой развлечений, которая заставляет зрителей включать телевизор или планшет в конкретное время, чтобы посмотреть игру в реальном времени, а не в записи, когда можно прокрутить рекламные ролики. За это телеканалы и рекламодатели готовы платить. Поэтому спортивные команды становятся такими дорогими», — рассказал «Эксперту» Джеймс Тейлор, аналитик по бизнесу спорта консалтинговой компании Coffey Sport & Leisure.