Новатор на все времена

Культура
Москва, 01.10.2012
«Эксперт» №39 (821)
Первая в России масштабная ретроспектива Ле Корбюзье, открывшаяся в Пушкинском музее к 125-летию мастера, представляет его публике не только как самого влиятельного архитектора прошлого века, но и как живописца, скульптора и дизайнера

Фото Ричарда Пэра. 2012

С фотографий на посетителя смотрит строгий человек в круглых очках и неизменной бабочке. «Быть современным — это не мода, это состояние» — его слова. Архитектор, разглядевший не только функциональность, но и красоту железобетонного каркаса. Поклонник простоты и изящной криволинейности. Автор типовой застройки и изысканных в своей лаконичности вилл. Новатор, из чертежей и принципов которого выросли конструктивизм 1920-х годов и почти вся архитектура XX, да и, что уж там говорить, XXI века. Выставку «Ле Корбюзье. Тайны творчества: между живописью и архитектурой» готовили специально для Москвы. Большую часть работ предоставил парижский Фонд Ле Корбюзье, отдельные штрихи добавили Музей Бельрив в Цюрихе, Московский музей архитектуры и частные собиратели. Более 400 экспонатов представляют разные составляющие наследия, и в этом разнообразии — главная сила выставки. Кроме логично ожидаемых архитектурных макетов и чертежей здесь есть натурные зарисовки из путешествий, большой массив живописных работ, деревянная скульптура, выполненная по мотивам его картин и под его руководством бретонским краснодеревщиком Жозефом Савином, гобелены, мебель, издательские проекты, фотографии Рене Бурри, дающие представление о том, как выглядят и как живут в реальном ландшафте его постройки, и даже предметы из мастерской — «объекты поэтического отклика», вдохновлявшие Ле Корбюзье на творчество (в том числе краб, форма панциря которого нашла отражение в кровле капеллы Нотр-Дам-дю-О в Роншане). Получилось грандиозно, красиво и познавательно. И это при том, что у Пушкинского музея сравнительно небольшой опыт организации архитектурных экспозиций. По словам Ирины Антоновой, на ее памяти это четвертая персональная выставка архитектора в стенах музея (после Романа Клейна, Константина Мельникова и Нормана Фостера). Половину успеха экспозиции стоит отнести на счет дизайна пространства, выполненного Натали Криньер. Год назад она оформляла выставку «Dior: под знаком искусства» в этих же залах, а еще раньше делала экспозицию, посвященную Грейс Келли, по всему миру, в том числе в московском Фонде культуры «Екатерина». Решение, придуманное Криньер для Ле Корбюзье, погружает зрителя в архитектуру, воспроизводит идею «архитектурной прогулки» с продуманным маршрутом. Специально выстроенная конструкция полностью преображает Белый зал (от неоклассики — к конструктивизму), а закручивающаяся спираль в центре навеяна архитектурой виллы Савой и музейными проектами 1960-х годов.

Пять правил

Шарль-Эдуар Жаннере родился ровно 125 лет назад, 6 октября 1887 года, в Швейцарии, в городе Ла-Шо-де-Фон франкоязычного кантона Невшатель в семье часового гравера и эмальера (кстати, 6 октября Пушкинский музей планирует отметить юбилей обширной программой с лекцией куратора выставки и экскурсией по зданию Центросоюза — единственного дома в Москве, построенного мастером). Его ранние живописные холсты 1910–1920-х годов еще подписаны «Жаннере». Подпись «Ле Корбюзье» появилась сперва под статьями в журнале L’Esprit

Новости партнеров

«Эксперт»
№39 (821) 1 октября 2012
Бюджет
Содержание:
Бухгалтерский самострел

Сверхжесткий бюджет на предстоящую трехлетку столкнет экономику на траекторию с темпами роста около 3% в год. Это будет означать невозможность достижения научно-технологического прорыва и фактический отказ от модернизации здравоохранения, образования и транспортной инфраструктуры

Наука и технологии
Потребление
Спецвыпуск
Реклама