И корабль плывет

Культура
Москва, 08.10.2012
«Эксперт» №40 (822)
Один из крупнейших мировых частных музеев современного искусства, Astrup Fearnley Museet в Осло, переехал в новое здание, aспроектированное гениальным Ренцо Пиано

Фото: Олег Краснов

Вслед за юбилеем (14 сентября маэстро Пиано исполнилось 75) знаменитый архитектор отмечает еще два крупных события. В конце сентября в норвежской столице он открыл здание музея современного искусства, а через несколько месяцев в Лондоне распахнет двери его небоскреб Shard — самый высокий в городе, 244-метровый. Пока британский исполин только готовится принимать посетителей, поклонники современной архитектуры и contemporary art в Осло могут полюбоваться притягательным, во всех смыслах «плавающим» зданием и выдающейся коллекцией Astrup Fearnley Museet.

Союз земли и воды

Музейный комплекс с выставочной площадью 7 тыс. квадратных метров, построенный всего за три года и обошедшийся в 90 млн евро, стоит на самом краю Осло-фьорда. В той части города, где еще недавно были портовые сооружения и судоремонтные мастерские. Сюда от королевского дворца и здания муниципалитета, где награждают нобелевских лауреатов, рукой подать: двадцать минут неспешной прогулки. Активное строительство здесь началось лет пять назад — городские власти решили избавиться от сопутствующего любому порту полукриминального флера и превратить район в настоящий art-district. С музеем, галереями, дизайнерскими отелями и жилыми кварталами, где каждый дом пусть не шедевр архитектурной мысли, но по-своему уникален и не портит благостный ландшафт с пришвартованными яхтами и дощатой набережной, украшенной работами современных скульпторов. Видимой, но не давящей, архитектурной доминантой нового района стало здание Astrup Fearnley Museet.

На открытии музея Ренцо Пиано вспоминал времена, когда он в компании с Ричардом Роджерсом проектировал парижский Центр Помпиду. «Мы были молодыми и плохими парнями», — пошутил итальянец, один из основоположников хайтека, вынесший в том революционном проекте все коммуникации за пределы здания и заставивший архитектуру вступить в новаторский диалог с современным искусством. В норвежском проекте Пиано не стал возвращаться к старым идеям и выворачивать здание наизнанку, но — это совершенно очевидно — сохранил свежий взгляд на музейную архитектуру и мальчишеский задор.

Новый музей состоит из нескольких зданий, разделенных каналом с подвесными стеклянными мостами и накрытых причудливой стеклянной крышей. Два из них стоят на оконечности фьорда, а третье — напротив, на укрепленных подводных рифах. С фасада строение напоминает гигантский катамаран со склоненным парусом, а с вод фьорда и обзорных площадок на холмах Осло — то ли птицу с расправленными крыльями, то ли бумажный самолетик, приземлившийся у самой кромки воды. В правой части расположилась постоянная экспозиция и административные здания, а во внутреннем дворике возведена узкая обзорная башня с лифтом из металлоконструкций и стекла. Подъем наверх, открывающий потрясающую панораму города с водной гладью, видом на крепость и беломраморное здание оперы (другой архитектурный шедевр Осло, построенный пять лет назад), — дополнительный бонус для посетителей музея. В «надводной» левой части — двухуровневое пространство

У партнеров

    «Эксперт»
    №40 (822) 8 октября 2012
    Рождаемость
    Содержание:
    Мало кто верил, но это случилось

    Рождаемость в России растет, уже в нынешнем году впервые за двадцать лет убыль населения может снизиться до нуля. Этих изменений недостаточно для решения демографической проблемы, но они носят глубинный характер

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама