Последний порт будет самым дорогим

Русский бизнес
Москва, 08.10.2012
«Эксперт» №40 (822)

На 7 декабря назначен аукцион по продаже Ванинского морского торгового порта, на торги выставлен контрольный пакет — 73% голосующих акций.

Грузооборот этого тихоокеанского порта — 6 млн тонн, Ванино — последний крупный неприватизированный морской порт (проходящая приватизация Мурманского торгового порта не в счет, продан будет лишь блокпакет).

С финансовой точки зрения порт Ванино не выглядит привлекательно: его выручка в разы меньше той цены, которую уже давали за этот актив, а если брать в расчет имеющуюся чистую прибыль (см. график), то по ценам прошлого неудачного приватизационного аукциона вложения в него будут окупаться десятки лет. Напомним, полтора года назад за Ванино уже была схватка. Тогда за этот же пакет акций в торгах приняло участие больше дюжины компаний, а цена лота взлетела с 1 млрд до без малого 11 млрд рублей. Однако победитель, компания «Сэлтехстрой» Ивана Микояна, не смогла расплатиться, и пакет так и остался в собственности государства. На этот раз организаторы аукциона намерены подобного сбоя избежать. Продажу акций организовывает госбанк «ВТБ Капитал»; претенденты должны представить к аукциону безотзывную банковскую гарантию на 3 млрд рублей сроком до 1 февраля 2013 года. Столь жесткие меры, понятно, должны отсечь недобросовестных претендентов.

Инвестбанкиры обещают определить стартовую цену госпакета порта до 29 октября, заявки от претендентов собирают до 29 ноября. «ВТБ Капитал» оставляет за собой право изменять стартовую цену — вплоть до проведения торгов.

Потенциальных покупателей снова может быть много. Один из основных кандидатов на победу — компания En+ алюминиевого магната Олега Дерипаски, которая уже владеет 21,6% голосующих акций порта и является одним из ключевых клиентов порта (это единственный порт на Дальнем Востоке, где можно переваливать глинозем). Другой фаворит — мощная логистическая группа UCLH Владимира Лисина. Заявила о своих амбициях и компания «Сибуглемет», также крупный клиент порта. В случае победы на аукционе она, в альянсе с Уралвагонзаводом, намерена создать крупного логистического оператора с собственным парком вагонов. Кстати, на прошлом неудачном аукционе «Сибуглемет» был реальным претендентом на актив и в ходе торгов сдался последним (покорив рубеж 10 млрд рублей). Угольщикам в условиях дефицита портовых мощностей на Дальнем Востоке кровь из носу нужен свой порт, чтобы иметь физическую возможность экспортировать продукцию.

Так что борьба обещает быть острой.

У партнеров

    «Эксперт»
    №40 (822) 8 октября 2012
    Рождаемость
    Содержание:
    Мало кто верил, но это случилось

    Рождаемость в России растет, уже в нынешнем году впервые за двадцать лет убыль населения может снизиться до нуля. Этих изменений недостаточно для решения демографической проблемы, но они носят глубинный характер

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама