Против трио

Культура
Москва, 08.10.2012
«Эксперт» №40 (822)

Фото: Carol Friedman

В Москве 20 октября стартует амбициозный проект под названием «Королевы оперы». В течение двух лет обещаны десять оперных див. Каждое имя — как узнаваемая марка люксовой одежды, объяснений не требует. Каждая дает сольный концерт. А венчает проект обещание, что в 2014 году все десять дорогостоящих женских голосов сольются вместе на Соборной площади Московского Кремля. Очевидно, у организаторов есть намерение перекричать «трех теноров». Таинственное и торжественное название фирмы-организатора — Wintour Group International — сигнализирует о рождении нового продюсера, штурмующего очередные вершины поп-классики. Его зовут Евгений Винтур, он очень молод, и никто не знает, откуда он взялся.

Пока список участниц проекта объявлен не полностью, но то, что уже есть, впечатляет: наша бывшая темпераментная соотечественница Мария Гулегина (ее концерт должен стать вторым в проекте 26 декабря), румынская капризуля Анджела Георгиу, корейское чудо Суми Йо, французский соловей Натали Дессей, харизматичная вагнеровская примадонна Вальтрауд Майер. От приглашающей стороны, то есть от города Москвы, — Хибла Герзмава, гораздо более локальное явление, но вполне искренне здесь любимое. А открывает парад оперных звезд темнокожая богиня Джесси Норман.

Год ее рождения — 1945-й, в это верится с трудом. И то лишь потому, что список ее свершений действительно очень длинен — для такого и впрямь требуется долгая жизнь. Первая темнокожая оперная дива родилась в штате Джорджия, с детства пела, выиграла конкурс в Мюнхене и начала делать карьеру в Европе, что считается единственно верной дорогой для американцев. Берлин, Милан, Лондон — с конца 1960-х она уже пела на главных оперных площадках, везде становясь сенсацией. Дебют в Филадельфии произошел только в 1982-м, в нью-йоркском Met — в 1983-м.

Помимо роскошного вкрадчивого голоса, неспешной величественности, невероятных нарядов и амплуа надмирного божества Норман отличает от всех других певиц мира удивительно широкий репертуар. В нем, кажется, нет никаких границ. Конечно же, это эталонная певица для Вагнера и Рихарда Штрауса, которым требуются самые бронебойные голоса. Она — среди лучших Зиглинд, Кундри, Ариадн и Саломей ХХ века. При этом шумная и эффектная оперная сцена далеко не всегда была для Норман главной. Прибежище интеллектуалов, камерная и вокально-симфоническая музыка, Бах, Шуберт, Малер, Стравинский, Шенберг и Берг — все это тоже она. И тут она тоже умеет заводить публику. Ну и, конечно, джаз, блюз, спиричуэлс, Гершвин, соединение европейской оперной традиции и того, что у певицы в крови, — такая Норман уже давно стала легендой.

Первооткрыватель Норман для Москвы — Владимир Спиваков, на фестивале которого она появлялась со строгой классикой. Открывать же винтуровский проект Норман будет именно с джазовой программой, стильной, но не обременительной. На сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко она будет петь музыку Эллингтона и Гершвина, песни из репертуара Эллы Фитцджеральд, Лины Хорн и Жозефины

У партнеров

    «Эксперт»
    №40 (822) 8 октября 2012
    Рождаемость
    Содержание:
    Мало кто верил, но это случилось

    Рождаемость в России растет, уже в нынешнем году впервые за двадцать лет убыль населения может снизиться до нуля. Этих изменений недостаточно для решения демографической проблемы, но они носят глубинный характер

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама