В джазе — все!

Культура
Москва, 08.10.2012
«Эксперт» №40 (822)

Фото: Архив пресс-службы

В октябре в Клубе Игоря Бутмана состоятся первые российские выступления сразу двух звезд современного джаза — певицы Майи Азьюсины (26–27 октября) и гитариста Пэта Мартино (31 октября — 3 ноября)

В истории джаза не так уж много примеров личного героизма, преодоления, борьбы за жизнь. Все эти слова могут казаться пышными и излишне красивыми, но в случае с Пэтом Мартино они вполне уместны. Музыкант успешно делал карьеру с конца 1960-х и до 1980 года, когда последствия операции, казалось, прервали его творческий путь навсегда. У Мартино была обнаружена аневризма сосудов головного мозга, и после ее удаления наступила амнезия. Гитарист частично потерял память, а с ней и навык игры на гитаре. Однако благодаря помощи родственников и друзей, обучающим программам и не в последнюю очередь собственным пластинкам спустя несколько лет Мартино вновь овладел инструментом, причем настолько, чтобы выступать и записываться — правда, не так активно, как раньше. В 1987 году музыкант выпустил первый за десять лет альбом с символическим названием «Возвращение» — «The Return». Мартино играл и играет прежде всего джазовый мейнстрим, первоклассный, честный и искренний, в его репертуаре — стандарты и собственные произведения. Когда его спрашивают, кто его главные учителя, прежде чем назвать ведущих джазовых гитаристов, в частности Уэса Монтгомери, он подчеркивает, что гитара как таковая имеет для него более важное значение, чем музыканты, игравшие на ней. Между тем уже в поздние годы Мартино неожиданно продемонстрировал изрядный интерес к новым веяниям, приняв участие в записи альбома «The Philadelphia Experiment», посвященного его родному городу, проекте клавишника-постмодерниста Ури Кейна, барабанщика-электронщика по прозвищу Questlove и разнопланового контрабасиста Крисчена Макбрайда. Привлекали его и к исполнению этнической музыки. Мартино не только блестящий музыкант, но и теоретик, разрабатывающий формы и структуры, философ, предлагающий использовать гексаграммы «Книги перемен» для овладения гитарой. В 2002 году за победу над амнезией он был удостоен премии «Герои», учрежденной Национальной академией искусства и науки звукозаписи.

Незадолго до Мартино здесь же выступит еще одна неординарная артистка. Майю Азьюсину (именно так произносится испанское имя Асусена в американизированном варианте) не назовешь джазовой певицей в чистом виде. В первом ее альбоме главенствует соул, во втором она обращается к акустическому звучанию, подчеркивает свою роль как автора и исполнителя песен. Есть в ее творчестве вкрапления R&B и хип-хопа, заставляющие представителей соответствующих направлений признавать ее за свою. Джаз при этом постоянно присутствует у Азьюсины где-то на периферии. Кроме того, певица сделала себе имя и на общественном поприще: Азьюсина — участница многих культурных и благотворительных миссий, она присоединяется ко всем кампаниям в защиту жертв насилия, объездила многие страны, в которые другие артисты предпочитают не заезжать.

У партнеров

    «Эксперт»
    №40 (822) 8 октября 2012
    Рождаемость
    Содержание:
    Мало кто верил, но это случилось

    Рождаемость в России растет, уже в нынешнем году впервые за двадцать лет убыль населения может снизиться до нуля. Этих изменений недостаточно для решения демографической проблемы, но они носят глубинный характер

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама