Вираж летающей парты

Наука и технологии
Москва, 08.10.2012
«Эксперт» №40 (822)
В российские ВВС начались поставки нового учебно-тренировочного самолета Як-130. Но экспортный потенциал машины оказался сильно ограниченным из-за того, что наши конструкторы в свое время поучаствовали сразу в двух аналогичных проектах за рубежом

Фото: ИТАР-ТАСС

Корпорация «Иркут» начала серийные поставки новых учебно-тренировочных самолетов (УТС) Як-130 российским ВВС. Акты сдачи-приемки уже подписаны. Первая партия из шести машин доставлена из Иркутска на авиабазу в Борисоглебск, а на следующей неделе должна состояться их передача специалистам краснодарского филиала Военного учебно-научного центра Академии имени Жуковского. «Это прекрасные самолеты. Они способны решать как учебные, так и боевые задачи с применением практически всего класса вооружений, который у нас сейчас есть. При этом машины очень просты в эксплуатации. Для первоначального обучения курсантов лучше не придумаешь, — говорит главком ВВС генерал-лейтенант Виктор Бондарев. — По мере их поступления в войска мы создадим новую пилотажную группу, которая будет летать на Як-130. Это очень высокоманевренный самолет, и не показывать его нельзя».

Главная изюминка Як-130 — комплексная система управления, позволяющая обучать полетам на больших углах атаки и выполнять фигуры высшего пилотажа, включая вход в штопор и выход из него. «Вместе с тем система предохраняет пилота от ошибок: например, она автоматически уведет самолет от непроизвольного снижения ниже заданной высоты», — говорит заслуженный летчик-испытатель, Герой России Роман Таскаев. Но это еще не все. Бортовая электроника Як-130 позволяет имитировать особенности поведения в воздухе почти всех типов современных истребителей, начиная с МиГ-29 и Су-30 и заканчивая F-22 и F-35. И это очень важно. Летный час учебного самолета стоит в пять раз меньше, чем истребителя. Но из-за того, что современных учебных самолетов у нас почти нет, летчики вынуждены обучаться сначала на стареньких чешских L-39, а потом на учебно-боевых МиГ-29УБ. Подготовка пилотов влетает в копеечку. Массовые поставки Як-130 должны в корне изменить ситуацию. Это позволит не только сэкономить значительные средства, но и быстро восполнить дефицит высококлассных военных летчиков, который в последнее время стал ощущаться особенно остро.

В соответствии с контрактом до 2015 года «Иркут» должен поставить Минобороны 55 Як-130. Из них 15 самолетов ВВС получат уже до конца ноября 2012 года. Всего же Минобороны нужно 200 УТС. Во всяком случае, именно столько прописано в государственной программе вооружений. Но если на внутреннем рынке сбыт Як-130 гарантирован на годы вперед, то его экспортный потенциал довольно сильно ограничен. Несколько лет назад Як-130 дал начало сразу двум своим весьма перспективным иностранным деривациям — итальянскому самолету M-346 и китайскому L-15. Эти машины получились ничуть не хуже базовой модели и уже нашли первых покупателей на мировом рынке вооружений.

Клоны-конкуренты

Несмотря на то что разработка Як-130 началась еще в 1991 году, первый полет его прототип совершил только пять лет спустя. Причем главная заслуга в этом принадлежала итальянцам, что не удивительно. В первые годы реформ ОКБ Яковлева едва сводило концы с концами. Оборонный заказ приближался к нулю, опытное производство стремительно деградировало

У партнеров

    «Эксперт»
    №40 (822) 8 октября 2012
    Рождаемость
    Содержание:
    Мало кто верил, но это случилось

    Рождаемость в России растет, уже в нынешнем году впервые за двадцать лет убыль населения может снизиться до нуля. Этих изменений недостаточно для решения демографической проблемы, но они носят глубинный характер

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама