«Яндекс» прорубает свое окно в интернет

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
Софья Инкижинова
корреспондент журнала «Эксперт»
8 октября 2012, 00:00

Компания вывела на рынок собственный интернет-браузер. Так ведущий российский поисковик пытается противостоять натиску со стороны основного конкурента — американской поисковой системы Google c ее браузером Chrome

Фото предоставлено компанией «Яндекс»
Набирающий популярность браузер Chrome по умолчанию поисковые запросы перенаправляет на поисковик Google, отчего рейтинг «Яндекса» снизился

«Окно должно быть максимально прозрачным», — говорят создатели нового программного продукта «Яндекс.Браузер», который стал доступен для бесплатного скачивания на прошлой неделе. Новое приложение выглядит действительно простым, однако за минималистским оформлением можно обнаружить ряд интересных инновационных решений и функций — таких как «умная» адресная и поисковая строка, возможность моментального перевода веб-страниц, автоматическое подстраивание под скорость соединения с интернетом. Все это имеет особое значение для развития ведущей российской поисковой системы: новый браузер призван привлечь дополнительных пользователей — и остановить падение ее доли рынка.

Наш ответ американцам

Веб-браузеры не случайно называют окном в интернет — именно с помощью таких программ пользователь осваивает мировое виртуальное пространство. Сейчас рынок интернет-браузеров довольно плотный: на нем присутствуют как производители операционных систем (ОС), которые предлагают браузер в комплекте со своей ОС (Internet Explorer вместе с Windows от Microsoft и Safari вместе с Mac OS от Apple), так и другие производители программного обеспечения, позволяющие бесплатно скачать свое приложение (Opera, Mozilla, Chrome).

В России рынок браузеров, по сути, поделен между пятью игроками (см. график 1): по популярности первое место принадлежит браузеру Opera (29,9%), далее идут Chrome (25,9%), Firefox (19,2%), Internet Explorer (14,1%) и Safari (8,9%). Почему «Яндекс» захотел войти в столь конкурентный сегмент?

Все дело в интернет-браузере Chrome. Этот программный продукт еще с конца 2008 года начала активно распространять поисковая система номер один в мире — американская Google. За три с половиной года Chrome осуществил настоящий прорыв: например, если еще два года назад им пользовалось порядка 5% российской интернет-аудитории, то сейчас, как упоминалось выше, Chrome с долей 25,9% стал вторым по популярности интернет-браузером.

Плохая новость для «Яндекса» состоит в том, что веб-браузер от Google получился с хитринкой. В поисковой строке программы можно не только забивать адрес веб-сайта: адресная строка может работать как окно поисковой системы. Например, можно набрать «прогноз погоды», и тут же браузер переключится на страницу поисковой системы с подборкой сайтов с прогнозом погоды. Несложно догадаться, что Chrome автоматически перенаправляет такие запросы на поисковую систему своего создателя — Google. Нет, Chrome можно перенастроить так, чтобы он по умолчанию перенаправлял на другие поисковые системы. Но для этого нужно войти в настройки и поставить галочку на соответствующей вкладке, что, как показывает опыт, сделать удосуживаются немногие пользователи.

В результате с ростом популярности веб-браузера Chrome пошел вверх рейтинг поисковой системы Google. Если еще в позапрошлом году на Google приходилось чуть больше 20% всех поисковых запросов, то сейчас этот показатель достиг почти 27%. Соответственно, снижается доля «Яндекса». Если в лучшие времена на эту поисковую систему приходилось почти 65% всех запросов в рунете, то по итогам сентября — чуть больше 60% (см. график 2).

И хотя пока падение не столь драматичное, оно не может не беспокоить крупнейшую российскую поисковую систему. «Мы считаем, что Google со своим браузером Chrome поступает недружественно по отношению к другим участникам рынка и применяет нечестные приемы в конкурентной борьбе, — заявляет Очир Манджиков, пресс-секретарь “Яндекса”. — Например, в Америке такой гигант, как Microsoft, не позволил бы Google так себя вести, настраивая браузер под свою поисковую систему. Мы готовы жаловаться в российские регулирующие инстанции, но не делаем этого, потому что пока для нас ущерб от нечестных приемов Google не столь значим».

Инновационные решения

Чтобы противостоять наступлению Google и его браузеру Chrome, «Яндекс» решил создать свой собственный браузер. «До прошлой недели пользователи нас видели только как страничку в интернете, и мы понимали, что сидим на целом наборе базовых интернет-сервисов, — заявил на конференции в честь запуска нового браузера генеральный директор компании “Яндекс” Аркадий Волож. — И тогда, зная об интернете почти все, в нашем браузере мы собрали лучшее, что можно взять у партнеров, и создали свое новое».

На первый взгляд новый программный продукт может показаться совсем простым: открыв браузер, можно увидеть, что здесь нет ничего лишнего, — только адресная строка да несколько вспомогательных кнопок. Тем не менее в его разработке российская компания применила инновационные решения, дающие новому приложению ряд конкурентных преимуществ.

Платформа у «Яндекс.Браузера» стандартная, он создан на основе свободного движка WebKit (так же, как Chrome и Safari), а интерфейс разработан с применением открытого исходного кода Chromium (по иронии, эту открытую платформу, которую может использовать любой желающий, создала компания Google).

Однако на эту стандартную платформу в новый браузер удалось надстроить ряд новых удобных функций. Это, например, «умная» адресная и одновременно поисковая строка. Впервые она не просто подсказывает слово или словосочетание, которое пользователь хочет набрать: в отличие от браузеров конкурентов, здесь прямо в вариантах набора в строке можно сразу получить ответ на запрос. Например, вы набираете словосочетание «курс доллара» — в строке сразу же появится информация о текущих котировках. Или, набрав слово «пробки», вы получаете информацию о том, что пробки в Москве составляют столько-то баллов.

В «Яндекс.Браузер» компания добавила и ряд своих облачных решений. Пожалуй, наиболее удобная функция — перевод текстов. Прямо из веб-браузера можно в адресной строке набрать любое словосочетание и перевести его на один из девяти языков. Более того, в браузере на русский можно быстро и удобно полностью перевести целую веб-страницу: пользователь заходит, например, на английский или французский сайт, браузер сообщает, что страница представлена на иностранном языке, и предлагает перевести ее. Достаточно кликнуть на кнопочку «да» — и через несколько секунд всю страницу уже можно читать по-русски. Конечно, это будет машинный перевод, далекий от литературного, но в целом понять, о чем идет речь на страничке, можно. Удобно также, что все открывающиеся в браузере страницы и файлы проверяются на вирусы с помощью облачной системы «Лаборатории Касперского».

Интересно и визуальное оформление. Самые посещаемые сайты пользователя выносятся на специальное табло, которое выглядит не как привычный список, а представлено в виде маленьких иконок. Эти иконки могут нести и дополнительную информацию — например, о том, что у вас в почте или в социальной сети содержится столько-то новых сообщений.

Но, пожалуй, главное конкурентное преимущество «Яндекс.Браузера» —скорость его работы. По мнению руководства компании, именно скорость работы браузера, причем в условиях «медленного интернета», сегодня крайне важная характеристика. Казалось бы, в наше время, когда скоростной широкополосный интернет становится все более распространенным, компьютерные программы начинают забывать, что такое медленный интернет. Однако в «Яндексе» указывают на то, что в последнее время стремительно увеличивается число пользователей сети, подключающихся не только с настольных компьютеров, но и через смартфоны, планшеты и другие мобильные устройства. А скорость передачи данных в мобильной сети до сих пор нередко оставляет желать лучшего.

Кстати, лидерство Opera в России объясняется именно тем, что он лучше всего работает на мобильных устройствах при медленной связи. В новом браузере от «Яндекса» использованы технологии Opera, в результате чего он может быстро работать даже при не очень качественном и быстром подключении к интернету. Более того, «Яндекс.Браузер», как подвеска современного автомобиля, которая подстраивается под плохой или хороший тип дороги, мониторит качество соединения и подстраивается под его скорость. «В наш новый браузер мы интегрировали режим “турбо” из браузера Opera, — объясняет Тигран Худавердян, руководитель продукта “Яндекс. Браузер”. — Режим “турбо”, например, позволяет загружать странички быстрее на медленном канале передачи данных, когда, в частности, специальным образом сжимаются картинки».

Представители «Яндекса» пока не говорят о доле рынка, на которую нацелен новый продукт. Илья Раченков, аналитик «Инвесткафе», считает, что, хотя пользователи интернета достаточно консервативны в выборе браузера, новый «Яндекс.Браузер» может благодаря большой аудитории «Яндекса» и, соответственно, эффективному каналу дистрибуции нового приложения оказаться успешным. «Доля в пять и более процентов вполне реалистичная доля рынка, которую скоро может занять этот новый продукт», — отмечает Раченков. Кстати, вместе с «Яндексом» о запуске своего веб-браузера говорят и другие популярные российские веб-ресурсы. В частности, недавно о выходе своего браузера под названием «Амиго» со специальной панелью для входа в социальные сети объявила российская Mail.ru Group.     

Вопреки Google

«Яндекс» с конца прошлого года занимает пятую строчку в мировом списке крупнейших поисковых систем. Мировой рынок интернет-поиска сейчас фактически подмяла под себя американская Google, которой принадлежит около 85% всех поисковых запросов в мире. Далее идут американская Yahoo!, китайская Baidoo и Bing от Microsoft.

Рунет — один из немногих примеров, где локальная поисковая система, «Яндекс», занимает лидирующие позиции. Помимо России такое же исключение составляет Китай, где доминирует упомянутый Baidoo, а также Южная Корея с поисковиком Naver.

В прошлом году «Яндекс» провел IPO, в результате которого привлек 1,3 млрд долларов, а сама компания была оценена в 8 млрд долларов. В перспективе «Яндекс» планирует активно осваивать зарубежные, в первую очередь европейские, рынки. Недавно компания вышла на рынок Турции и уже занимает долю в 1%.