Глаз и стулья напрокат

Мария Привалова
15 октября 2012, 00:00

Прошедшая в столице Moscow Design Week не отличалась оригинальностью и новизной. По ней можно судить о состоянии московской дизайн-среды

Фото: Архив пресс-службы
Арт-объект «Глаз архитектора» работы российского архитектурного бюро Speech

При обсуждении отечественных событий в сфере дизайна принято проявлять снисходительность, но тон разговора пора бы менять. Во всем мире фестивали дизайна проводятся для того, чтобы профессионалы индустрии могли представить свои новинки, найти партнеров, производителей и продавцов, обменяться новостями и, разумеется, привлечь внимание широкой публики к самой теме дизайна. В зависимости от локальных особенностей рынка и специфики сильных игроков упор у каждого фестиваля свой: на национальные бренды, на высшую школу и эксперименты, на крупных производителей или коммерческие тенденции.

Проблемой подобных событий в Москве часто оказывается мотивация их создателей. В условиях неразвитой у нас индустрии дизайна, юридических и финансовых барьеров для ввоза объектов и неграмотности аудитории проведение дизайн-мероприятий должно бы требовать подвижничества и страсти. Но, к сожалению, организаторами фестивалей и выставок обычно оказываются не профессионалы этой области, а импортеры мебели, владельцы магазинов и маркетинговые агентства, умеющие проводить спонсорские вечеринки. В этом случае фестиваль оказывается не целью, а поводом для заработка или продвижения брендов. И MDW далеко не единственный, но яркий тому пример.

Организатором недели выступает Art Trading Group. Их рабочие связи и составляют основу Moscow Design Week: постоянный патрон фестиваля Джулио Каппеллини представил экспозицию из объектов собственной марки; знаменитый Ора-Ито показал проект бара, который скоро появится в создаваемом организаторами дизайн-кластере на Саввинской набережной, а одна из «выставок» составлена из ассортимента их же магазина. Арт-объект «Глаз архитектора» привезен с миланской экспозиции журнала Interni, русскоязычную версию которого этот холдинг издает. Ну и так далее.

Приглашать своих вовсе не обязательно плохо. Так, «Глаз архитектора» работы российского архитектурного бюро Speech — безусловная удача. Он и на выставке в Милане выгодно выделялся на фоне соседей, а уж в Москве у него просто не было конкурентов: огромный металлический глаз с зеркальной поверхностью и зрачком-экраном, на котором всплывают фотографии находящихся под угрозой памятников архитектуры, вроде Шуховской башни. Символично, что в Милане его зеркальная поверхность отражала красоту средневекового палаццо, а у нас — пустынный вход в ЦДХ и на автостоянку.

Два иностранных проекта были сделаны «специально для MDW». Именитый голландец Маартен Баас сделал инсталляцию из перекроенных и модифицированных манекенов, покрашенных сладко пахнущей краской, а итальянец Алессандро Джедда разрисовал 50 яблок, которые разместили в разных точках города. По словам Джедды, это и дань памяти Стиву Джобсу, и творческая интерпретация нового этапа отношений России и США. Инсталляция Бааса выглядит занятно, красоту же яблок лучше оставить без комментариев. Объединяет проекты одно: ни один ни другой не имеют дизайн-содержания: они не функциональны, не имеют ни внятной концепции, ни интересной технологии. На таких неделю дизайна не отстоять.

Однако, по словам основателя MDW и главы Art Trading Group Александра Федотова, главное достижение этого года в том, что среди участников заметно выросла доля россиян и теперь больше половины стендов представляют местные имена. Некоторые из них, впрочем, были не слишком оригинальны: Андрей Носов представил интерактивную скамейку Sound Bench, идея которой повторяет голландский проект Boom Bench компании NL Architects, появившийся четыре года назад. Похожие между собой идеи в дизайне не беда, если готовые проекты имеют собственные достоинства. Но на поисковый запрос «sound bench» в интернете голландская картинка выпадает первой и выглядит куда интереснее. Из самостоятельных работ можно упомянуть дуэт SashaDashaDesign, выступивший кураторами коллекции Zoom In/Out из увеличенных бытовых предметов вроде катушки ниток или бумажного кораблика по проектам молодых иностранцев и соотечественников. Можно также было увидеть мебель, светильники и арт-объекты десятка российских авторов. Каждый из них легко вписался бы в какой-нибудь из проектов лондонской или миланской недели дизайна, что одновременно и комплимент (работы достаточно качественные), и приговор. Потому что неплохие, но совершенно разрозненные стенды не складываются в одну выставочную концепцию, не становятся высказыванием ни про русский дизайн, ни про отдельное направление в дизайне вообще.

Александр Федотов прав, когда говорит, что молодые дизайнеры в России не привыкли к выставкам, не инвестируют в презентацию себя, не проявляют инициативу, а потому MDW работает с теми немногими, кто есть. Но кто-то должен быть первым: молодые профессионалы не вкладываются в презентации на выставках, потому что знают, что за этим вряд ли воспоследуют заказы. Производителей же так немного и ниша их так мала, что экспериментировать с дизайном они не склонны, как и продавцы, которые предпочитают проверенных иностранцев. В любом случае для события, миссия которого «создание платформы для дальнейшего развития культуры, дизайна и бизнеса в нашей стране», подчиняться существующему положению — слабая позиция. Привозите больше иностранцев, устраивайте рабочие сессии и спецпроекты, провоцируя студентов и молодых профессионалов на работу, определите себе главную тему и продвигайте ее всерьез, найдите опытного куратора с собственным видением и энергией, чтобы заниматься MDW круглый год, а не несколько недель перед открытием, — иначе говоря, совершайте сознательный выбор.

Дуэт SashaDashaDesign выступил куратором коллекции Zoom In/Out expert_823_083.jpg Фото: Архив пресс-службы
Дуэт SashaDashaDesign выступил куратором коллекции Zoom In/Out
Фото: Архив пресс-службы

Можно быть маленьким фестивалем, начинающим, экспериментирующим без гарантии успеха. Нынешнее же событие — это скорее с размахом сделанная корпоративная вечеринка. Странно критиковать корпоративную вечеринку, но для развивающейся темы дизайна жизненно важно, чтобы возможность содержательного процесса не была вытеснена карго-культом. А в таком случае принципиальна точность слов. И хочется, чтобы Moscow Design Week стала на самом деле Московской Неделей Дизайна.

Но бывают и другие примеры отечественных дизайн-событий. Одновременно с MDW в соседних залах открылась 10-я «Золотая пчела», международная биеннале графического дизайна, созданная волей Сергея Серова и существующая во многом благодаря неформальным связям, поддержке его друзей и студентов. Существуя уже двадцать лет, «Золотая пчела» пробовала осваивать разные жанры дизайна, но закрепилась в одном, зато по-настоящему: это смотр плакатов мирового уровня. Среди сотен плакатов представлены разные страны и поколения дизайнеров, в спецпроектах (вроде юбилея Родченко или политического плаката про российские выборы) участвуют настоящие звезды.

В этом году жюри «Пчелы» возглавляет австралийский гуру Кен Кейто. Некоторое время назад он запустил образовательную инициативу: профессиональные дизайнеры проводят мастер-классы с детьми в возрасте до десяти лет. И вот основатель самого большого дизайн-бюро в Южном полушарии с искренней радостью рассказывает, как получил письмо от отца мальчика, который всеми силами старался убедить сына бросить рисовать и заняться делом. Этот человек пришел на какое-то из мероприятий, организованных соратниками Кейто, и понял, как на самом деле талантлив его сын. Механизм прост: проведя день с тысячей детей, которым ты позволишь испытать радость придумывания и осознания важности предметной среды вокруг них, ты добьешься того, чтобы их одноклассники и родители прониклись хотя бы отголосками этих идей.

Однако, несмотря на то что индустрии дизайна у нас пока мало, интерес публики уже есть. И уж точно есть дети и подростки, от которых зависит, появится ли индустрия в будущем. Будем надеяться, что и в России кто-то захочет перенять австралийский опыт.