Нарядные платья из Озер

Софья Инкижинова
корреспондент журнала «Эксперт»
15 октября 2012, 00:00

Компания «Кира Пластинина Стиль» переводит часть своих производственных мощностей из Китая в Россию. Таким образом компания намерена удешевить пошив своей одежды и повысить ее качество

Фото: Виктор Зажигин
Новое предприятие «Кира Пластинина-Мануфактуры» разместилось на месте построенной в 1827 году парусно-полотняной фабрики

«Перенос производства из Китая в Россию — это не пиар-ход, а необходимость», — говорит генеральный директор компании “Кира Пластинина Стиль” Ольга Фельд. — Стоимость производства в Китае дорожает, к тому же мы столкнулись с проблемой контроля за качеством своей продукции, поэтому теперь все сложные дизайнерские модели будем производить в нашей стране. Базируясь в России, мы будем оперативнее реагировать на запросы наших потребителей, потому что сможем сократить производственный цикл с восьми до двух месяцев».

Новый проект «Кира Пластинина-Мануфактуры» заработал на прошлой неделе в Московской области, в городе Озеры. Фабрика обосновалась в индустриальном парке «Озеры», где около года назад компания приобрела участок площадью 3,5 тыс. кв. м вместе с бывшей парусно-полотняной фабрикой. На первом этапе в реконструкцию фабрики было вложено 150 млн рублей (еще столько же планируется инвестировать в проект во вторую очередь). Планируемый объем производства на этой фабрике в ближайшее время составит 325 тыс. изделий в год. Предполагается, что реализация нового проекта уже к концу 2013 года позволит повысить оборот компании с нынешних 4 млрд до 5,5 млрд рублей.

Одежда как вторая кожа

Идея о переносе производства из Китая в Россию возникла в компании год назад. Российский рынок одежды с трудом восстанавливался после кризиса, его динамика составляла не больше 5–7%. Изменилось и качество спроса: россияне отошли от эмоциональных, необдуманных покупок, которые всегда преобладали в отечественном потреблении одежды. Они начали считать деньги, требовательнее подходить к дизайну и пошиву коллекций. В компании «Кира Пластинина Стиль» пришли к выводу, что для закрепления собственных позиций в фешн-индустрии необходимо больше обращать внимания на качество продукции, а сделать это проще, если иметь производство под рукой. Производственные площадки искали повсюду — в Ивановской, Владимирской областях, но в итоге остановились на подмосковных Озерах из-за близости к столице, основному рынка сбыта. Кроме того, в Озерах на территории индустриального парка уже имелась фабрика по пошиву одежды, и ее нужно было только реанимировать. А местные власти предложили компании ряд льгот и общежитие для фабричных рабочих, что не смогли предоставить другие регионы.

На фабрике сегодня осуществляется весь производственный цикл — от раскройки ткани до выпуска готовых изделий: трикотажа, жакетов, брюк, юбок и проч. Есть на фабрике и экспериментальный цех мелкосерийного производства — предмет особой гордости молодого дизайнера и совладельца компании Киры Пластининой, — там отшиваются изделия, которые требуют ручной работы и повышенной квалификации исполнителей.

В настоящее время компания «Кира Пластинина Стиль» развивает две торговые марки: Kira Plastinina — одежда среднеценового сегмента и LUBLU Kira Plastinina — более дорогие дизайнерские модели. «На фабрике мы будем отшивать 15 процентов от основного бренда и 100 процентов нашей премиальной продукции», — рассказывает Кира Пластинина. По ее словам, первая коллекция, которая уже начала производиться на фабрике, — весна-лето 2013 года. Она поступит в сеть из 250 фирменных магазинов компании в начале будущего года.

Кира Пластинина expert_823_035.jpg Фото: Виктор Зажигин
Кира Пластинина
Фото: Виктор Зажигин

Кира Пластинина считает, что открытие фабрики в России отразится на развитии ее бренда. «Мне хочется, чтобы мои вещи выглядели идеально не только внешне. Очень важно, как человек ощущает себя в одежде. И я абсолютно уверена, что по-настоящему любимыми становятся те предметы гардероба, внутренние швы которых выполнены безукоризненно; чтобы одежда в буквальном смысле слова могла стать для человека второй кожей. Этого я и хочу добиться на своей фабрике. Теперь мое собственное производство находится в двух часах езды от модного дома — так мне гораздо проще контролировать качество изделий, потому что каждую новую модель я примеряю на себя».

Одежда Киры Пластининой рассчитана на девушек 14–25 лет, ядро покупательской аудитории — 20 лет (столько же лет сейчас самой Кире Пластининой). «Во многом наши покупательницы похожи на меня — активные, яркие девушки, которые не боятся привлекать к себе внимание, любят экспериментировать с разными стилями в одежде», — рассказывает дизайнер. Лучше всего в студиях стиля (так она называет свои магазины) продается не повседневная одежда, а, например, нарядные платья.

Локализация производства позволит компании наряду с улучшением качества пошива удерживать цены на прежнем уровне. «Готовя бизнес-план, мы сравнивали издержки производства в Китае и в России. Оказалось, что цена конечного товара почти одинаковая, если учитывать уже стоимость растаможенной продукции, которая поступает в нашу страну с китайских складов», — объясняет Ольга Фельд. По ее словам, сейчас средняя розничная цена на одно изделие Kira Plastinina составляет 1,5 тыс. рублей.

Улучшение качества — необходимый шаг для компании, если она делает ставку на дизайн. В середине нулевых годов на отечественном рынке доступной одежды появились дизайнерские проекты, которые поначалу пользовались сумасшедшим спросом: Sultanna Frantsuzova, Sonie Lee, Evgenia Ostrovskaya. Однако они не получили развития: владельцам не удалось выдержать необходимый объем и качество ассортимента. Вообще, реальное качество в одежном экономсегменте могут предложить немногие ритейлеры. В основном это транснациональные игроки, такие как японская Uniqlo, которой сочетание хорошего пошива и невысокой цены обеспечило взрывной рост в кризис и лидерство на мировом рынке доступной одежды.

В России выгодно шить дорого

Помимо Uniqlo, ближайшие конкуренты компании «Кира Пластинина Стиль» — западные компании Mango, Zara, H&M, Top Shop, которые полностью или частично занимаются производством дизайнерской одежды в сегменте масс-маркет. Чтобы состязаться с ними, компании нужно больше развивать продукт, как технологии производства, так и авторский дизайн, которые пока еще значительно уступают западным. Впрочем, российская компания лучше знает вкусы россиянок, их стремление к «повседневной нарядности», что опять-таки подтверждают высокие продажи платьев «Кира Пластинина».

Среди российских игроков в той же ценовой категории работают такие одежные компании, как «Глория Джинс», Sela, «Модный континент» (развивает торговую марку Incity) и др. Однако эти операторы предлагают стандартный функциональный гардероб в стиле casual и далеки от дизайнерских идей. Наиболее крупное собственное производство в России сегодня есть у «Глории Джинс» — 33 фабрики, которые в основном расположены в Ростовской области. При этом большинство отечественных одежных компаний по-прежнему размещают свои производственные мощности в странах ЮВА. Sela в конце 2009 года перенесла часть заказов из Китая в Россию, но так и не отказалась от контрактного производства.

Впрочем, и компании «Кира Пластинина Стиль», как бы она ни старалась доказать, что в России можно организовать полноценное производство и получать стабильное качество, пока не удастся полностью отказаться от производства в Китае. По итогам первой очереди нового проекта она сможет покрыть лишь 15% своих потребностей, а после второй очереди — не более 40%. Получается, что в отечестве выгодно шить только дорогостоящие модели, а массовое производство удешевить не удается. Прежде всего такая ситуация складывается из-за отсутствия в нашей стране сырья — 100% тканей и фурнитуры для «Кира Пластинина-Мануфактуры» по-прежнему будут закупаться в Китае и странах ЕС. Другая немаловажная проблема, которую пытаются разрешить в компании, — дефицит кадров. Как правило, на аналогичных текстильных производствах работают мигранты из стран СНГ и дальнего зарубежья, большинство из них имеют низкую квалификацию, а значит, не могут держать высокую планку качества. И компании, которая претендует на высокое качество, пытаясь перенести заказы в родную страну, придется нанимать российских специалистов, исторически сильных в пошиве, особенно костюмной группы и платьев. «Нам повезло, что в Озерах сохранились квалифицированные кадры, теперь мы их собираем и обучаем работать по новым современным технологиям на швейном и вязальном производстве», — рассказывает Ольга Фельд. В настоящее время почти 90% работников озерской мануфактуры — местные жители.

Как показывает практика одежных компаний, отшивающих коллекции в России, например Vassa, добиться хорошей рентабельности отечественного производства можно, только работая в более дорогом сегменте. Возможно, локализация производства заставит «Киру Пластинину Стиль» активнее развивать более дорогой ассортимент и впоследствии изменить позиционирование.

Компания «Кира Пластинина Стиль» («КП Стиль») была основана в 2006 году. Основной владелец Сергей Пластинин, бывший акционер молочной компании «Вимм-Билль-Данн». Компания «КП Стиль» носит имя дочери Пластинина Киры Пластининой, которая является совладельцем и ведущим дизайнером.

В структуру компании входит 250 фирменных магазинов (3 формата, развиваются по франчайзингу). Кроме России магазины сети представлены в Казахстане, на Украине, в Белоруссии, Армении, Азербайджане.

Оборот компании в 2012 году — 4 млрд рублей. В компании работает 2000 сотрудников.