Энциклопедия для знатоков

Анна Шафран
29 октября 2012, 00:00
Бобриков Алексей. Другая история русского искусства

«Другая история русского искусства» петербургского искусствоведа Алексея Бобрикова обещает читателя образовывать, что явствует из ее заглавия. И ошеломлять — на это намекает второе, вынесенное в аннотацию название: «Русское искусство. Все, что вы хотели узнать о Репине, но боялись спросить у Стасова». Первая задача решена с запасом. Рассказ об эволюции искусства с XVIII до начала XX века подробен, интересен («портретный театр Брюллова», «репинская антропология», «пейзажная дегероизация истории» Рериха, etc.), ракурсы и сопоставления неожиданны (памятник Александру III и Н. В. Гоголю, к примеру). Одних сносок сотня страниц, список терминов (некоторые, оговорено в предисловии, заимствованы из смежных областей; другие вроде протонатурализма предлагает сам автор) занял бы еще примерно столько же. Однако расчет делается на публику уже образованную. Во-первых, не каждый проберется через построения: «неоклассицизм и ампир никуда не исчезают из кабинетного бидермайера, но подвергаются своеобразной деполитизации и дегероизации на уровне сюжетов». Во-вторых, искушенности требует иллюстративный ряд: немногочисленные черно-белые репродукции не подписаны, но снабжены комментарием-цитатой типа: «можно отметить еще и существование своеобразного “лунного” романтического салона — главным образом в сочиненном пейзаже» (к «Дубу, раздробленному молнией» М. Воробьева). А в тексте — рассуждения с отсылками к сонму картин, которые, предполагается, читатель держит в памяти. Со вторым обещанием вышла заминка. Книга действительно ошеломляет (эрудицией автора, интерпретациями, обилием имен — и художников, и искусствоведов самого разного толка, в том числе подзабытых). Но вряд ли именно об этом хотел бы спросить непрофессиональный — в смысле не искусствовед — читатель, заинтересовавшийся творчеством Репина.

Бобриков Алексей. Другая история русского искусства. — М.: НЛО, 2012. — 744 с.: илл. Тираж 1500 экз.