В Орел, а не в Турцию

Наталья Литвинова
29 октября 2012, 00:00

Многофункциональный туристический комплекс корпорации «Гринн» в Орле — первый крупный проект по развитию делового туризма в российском Черноземье, который сможет составить конкуренцию столичным и зарубежным площадкам

Первое мероприятие в новом конгресс-холле — корпоративный праздник компании «Гринн» на полторы тысячи сотрудников со всего региона — прошло в день открытия

«Этот комплекс — моя мечта», — говорит Николай Грешилов, владелец корпорации «Гринн», приурочивший открытие конгресс-холла туркомплекса к 20-летию своей компании. И хотя основной доход корпорация получает от сети гипермаркетов «Линия», построенных в 14 городах Центрального Черноземья, орловский туристический комплекс для Грешилова — любимое детище, воплощение представлений о красивой жизни в хорошем смысле этого слова. Не столько бизнес-проект, направленный на извлечение прибыли, сколько возможность создать объект, уникальный не только для небольшого города, но и для всего региона, да и для России в целом. Окупаемость туристического комплекса может достигать 8–10 лет, но Николая Грешилова это не пугает. Для создателя розничной сети логичным шагом был выход в сегмент торгово-развлекательных центров, первый из которых появился в его родном городе — Курске, а второй в 2006 году начали строить в Орле. Орловский центр создавался уже как туристический, нацеленный не только на орловчан, но и на приезжих, а потому включил и гостиничный комплекс уровня 4–5 «звезд» на 291 номер, и ряд дополнительных объектов — от ресторанов до SPA-центра и концертного зала. А строительство конгресс-холла на 2 тыс. мест позволит компании войти в новый сегмент туристического рынка — деловой, так называемый MICE-туризм. Агентства, специализирующиеся на деловом туризме, предрекают площадке в Орле в этом сегменте успех — региональных соперников у нее сегодня практически нет, а с центральными (Москва, Санкт-Петербург) и зарубежными вполне можно конкурировать, предлагая сопоставимый сервис за меньшую цену.

Вся площадка — под одной крышей

Общий объем инвестиций в туристический комплекс «Гринн» превысил 5 млрд рублей, последний объект, конгресс-холл, обошелся в 790 млн рублей. Строительство, уверяет Николай Грешилов, ведется в основном на деньги самой компании, объем кредитных средств — не больше 20% от всего финансирования.

Комплекс включает гостиницу «5 звезд» на 109 номеров, отель «4 звезды» на 160 номеров и несколько коттеджей природно-ландшафтного отеля «Орловское поместье» на 22 номера; 5 ресторанов с посадочными местами на 1500 человек; концертный зал на 2 тыс. мест площадью 1600 кв. м, с телескопическими трибунами, которые можно убрать, освободив пространство перед сценой для танцпола или фуршета; самый большой, по уверению хозяев, в России SPA‑центр площадью 2500 кв. м с 8 банями, бассейном, джакузи. Есть спортивные площадки, детский развлекательный центр, торговый центр и собственный гипермаркет «Линия». Новый конгресс-холл — 6-этажное здание общей площадью 16 тысяч кв. м, где помимо большого зала есть 8 залов для пленарных заседаний с передвижными перегородками, пресс-центр, развлекательная зона.

В общем, комплекс огромный — сейчас его площадь 150 тыс. кв. м, а с введением новых объектов, строительство которых уже началось, превысит 300 тыс. метров. «Уникальность нашего комплекса в том, что все объекты соединены между собой галереями, — рассказывает Николай Грешилов. — И те объекты, которые появятся, — трехзвездный отель на 1030 номеров, кинотеатр, детский клуб, аквапарк — также будут объединены крытыми переходами. Я считаю, что это может стать большим преимуществом при выборе площадки для проведения масштабных мероприятий. Мне часто приходилось бывать на разных конференциях в Москве, например, где мероприятия разведены по всему городу — отель в одном месте, зал заседаний в другом, ужин в третьем, культурная часть — еще где-то. Часто это неудобно — нет возможности заскочить в номер в течение дня хотя бы рубашку сменить».

Что касается «культурной части», город может предложить несколько достойных маршрутов. Литературный — с музеями Лескова, Фета, Бунина, Тургенева (музей-усадьба «Спасское-Лутовиново» неподалеку) — все они орловчане. Военный — посвященный битве на Курской дуге в Великую Отечественную войну. Природно-ландшафтный — рядом национальный парк «Орловское Полесье» с третьей в мире популяцией зубров. Эти возможности вкупе с наличием современного отельного комплекса уже заинтересовали туристов: по данным управляющего отелем, с мая по октябрь 2012 года «Гринн» посетили 12 тыс. человек, 70% из них — из Москвы и Санкт-Петербурга. «Орел становится вполне привлекательным городом для тура выходного дня, — говорит Грешилов, — мы видим этот спрос, и он еще больше вырастет, когда построим аквапарк, а РЖД запустят к нам “Сапсан”, что сократит время в пути с сегодняшних 4,5 часа вдвое (по планам, это произойдет в 2014 году). В будни же мы рассчитываем на деловых туристов, и думаю, за несколько лет наша площадка завоюет свое место на этом рынке».

Логистика и цена

Специалисты рынка MICE-туризма считают, что на орловскую площадку будет спрос, если компания сможет предложить достаточный уровень сервиса, квалификации персонала и привлекательную цену. «Сегодня большая часть мероприятий от тысячи человек — это, конечно, Москва и Санкт-Петербург или Турция, например, которую выбирают часто из соображений экономии — в Москве и Питере дороже, — рассказывает Сергей Шаньгин, генеральный директор RCS MICE-Solutions. — В регионах найти большие площадки, особенно на две тысячи мест, — вообще практически невозможно. Конечно, хорошо, что они начали появляться. Часть спроса орловчанам, безусловно, удастся оттянуть на себя, особенно тех клиентов, кто сегодня ориентируется на зарубежье. В качестве ограничений я вижу логистические проблемы — если логистика из Москвы не представляет проблем, то межрегиональное сообщение у нас в стране налажено не очень хорошо, и собрать участников события из разных регионов сегодня проще в Москву или Питер, чем в другие города». Зато, считает, например, Дарья Прыдкова, менеджер MICE департамента компании «Демлинк», новизна самого направления может сыграть положительную роль: «Все уже бывали в Москве и Питере, и ехать туда в пятый раз на конференцию уже не так интересно. А вот посмотреть, что такое Орел, — может как раз быть интересно. Да и как направление для тура выходного дня — неплохой вариант, сегодня выезжать в выходные в городки сравнительно недалеко от столицы — очень модное развлечение».

Николай Грешилов, владелец и генеральный директор корпорации «Гринн», строит туристический комплекс в Орле на собственные средства и, не ожидая быстрой отдачи, уверен в бизнес-успехе проекта expert_825_028.jpg
Николай Грешилов, владелец и генеральный директор корпорации «Гринн», строит туристический комплекс в Орле на собственные средства и, не ожидая быстрой отдачи, уверен в бизнес-успехе проекта

Впрочем, определяющим при выборе любой новой площадки, особенно региональной, будет цена, уверены участники рынка. «Для того чтобы перетянуть какие-то события к себе, компании придется предложить 20–25-процентный дисконт по сравнению с существующими площадками, — считает Алексей Нежиров, директор департамента MICE компании ZCTI. — Хотя ситуация меняется, и если сегодня площадкам приходится конкурировать за события, то через пару лет число конференций, семинаров, конгрессов, съездов и так далее может вырасти так, что в площадках начнет ощущаться дефицит. Эту смену тенденции мы видим уже сейчас — крупные мероприятия распланированы на год вперед, и втиснуться куда-то за меньший срок очень трудно».

В любом случае сегодня «Гринну» придется серьезно работать над тем, чтобы завоевать свое место на рынке: квалификация обслуживающего персонала должна соответствовать уровню притязаний — это и сервис, и техническое обслуживание, и работа отдела продаж, которому предстоит отладить взаимодействие со специализированными агентствами или самим участвовать в тендерах на проведение крупных мероприятий.

Орловская достопримечательность

Для города появление подобного туристического комплекса — событие, конечно, неординарное. Сегодня «Гринн» — крупнейший налогоплательщик Орла, он выплачивает в городскую казну около 800 млн рублей в год. Число рабочих мест — больше 2,5 тыс., и оно будет расти вместе с ростом комплекса «Гринн», который еще далеко не осуществил свои инвестиционные планы. «Для города “Гринн” — это, безусловно, очень важная компания, — говорит и. о. губернатора Орловской области Борис Коновалов. — Даже если не брать во внимание, что это крупнейший налогоплательщик, само появление такого современного, многофункционального, красивого комплекса сильно меняет городскую среду. Заброшенная окраина с советским долгостроем превратилась в новый центр притяжения орловчан. Здесь и литературный парк со скульптурами наших прославленных земляков, и фонтаны, и беседки — все это формирует некое новое мировоззрение жителя небольшого регионального городка».

Помимо изменения городской среды появление крупного туристического комплекса задает Орлу и новый вектор развития. Для небольшого областного центра, не имеющего крупных предприятий, развитие туризма — одна из возможностей сохранения города как такового. Приток туристов, рассчитывают в Орле, оживит и всю жизнь — больше будет посетителей в музеях, в заповеднике, появятся новые объекты для развлечения и нужд гостей. 

Корпорация «Гринн» существует с 1992 года, владелец и генеральный директор Николай Грешилов. Главный бизнес — сеть гипермаркетов «Линия» в 14 городах Черноземья, выручка за 2012 год — 36,076 млрд рублей (прогноз). При этом, отставая от лидера ритейла Х5 по обороту в 16 раз, по размеру чистой прибыли сеть «Линия» отстает всего в 4,6 раза (данные компании). Число сотрудников — 14 500 человек (из них 1100 — матери-декретницы. — Прим. компании). Дальнейшая стратегия развития связана со строительством торгово-развлекательных, досуговых центров в городах, где присутствует «Линия».