Печатная пресса — право на жизнь

Русский бизнес
Москва, 05.11.2012
«Эксперт» №44 (826)
Чтобы выжить и активно развиваться, издательскому и распространительскому бизнесу нужно объединиться, разработать отраслевые стандарты и добиться от федеральных властей деятельного участия в своей судьбе

В 29-й главе Конституции РФ за каждым человеком закреплено право на свободу получения и распространения информации. Аналогичное право задекларировано и в Законе о СМИ. Увы, сегодня на большей части российской территории разворачивается война с одним из важнейших средств распространения информации — печатной прессой. Киоски печати выкорчевывают с городских улиц в борьбе за «перевод торговли в цивилизованные форматы», налоговая нагрузка на издательский и распространительский бизнес растет. Часто подобное отношение к проблемам печатного рынка оправдывается тезисом: роль основного информатора сегодня принадлежит интернету. Показательно, например, заявление представителей горадминистрации Самары, прозвучавшее в неформальном разговоре с распространителями: «Все равно все киоски с улиц в ближайшие годы мы уберем. Это некрасиво, немодно, прессу нужно читать в интернете,
а газеты — прошлый век».

Несложный анализ печатного рынка доказывает, что это мнение ошибочно — печатные СМИ вовсе не прошлый век, это по-прежнему один из основных источников качественной информации. Но если оставить ситуацию развиваться так, как она развивается сейчас, то рынок печатной прессы действительно может схлопнуться.

Именно это стало главной темой обсуждения на прошедшем недавно круглом столе «Традиционные СМИ: ситуация на рынке и перспективы развития», организованного медиахолдингом «Эксперт» и «Парламентской газетой». На этом собрании присутствовали больше двух десятков представителей федеральных и региональных издательских домов, компаний — распространителей печатной прессы. Участники круглого стола были единодушны: перспективы развития у рынка прессы есть, и, если к решению проблем привлечь внимание законодателей, кризис может смениться новым ростом.

Рано хоронить

Разговоры о том, что печатная пресса умирает и читатели уходят в интернет, сегодня стали общим местом. Но исследования TNS Media Research показывают: потери печати совсем не так велики, как принято думать, более того, все они в основном в прошлом, сегодня же найден баланс сил между прессой и интернетом. Да, время, затрачиваемое человеком в среднем на чтение газет, за последние пять лет снизилось с 14 минут в день до 10, журналов — с 7 до 6,5 минуты. Причем основное сокращение пришлось на 2005–2007 годы (см. график 1). Но другое исследование того же агентства показывает, что количество читателей печатной прессы среди жителей городов численностью более 100 тыс. человек выросло за тот же период с 30 до 45 млн (см. график 2). Пользователей интернета в нашей стране, по последним данным, также порядка 50 млн человек. Логично предположить, что эти 45–50 млн человек — как раз те люди, которые стремятся получать информацию, и получают они ее со всех возможных носителей, не выбирая что-то одно. Между тем пока именно в печатных СМИ накоплен основной опыт и созданы технологии получения, проверки и анализа информации о самых разных сторонах жизни человека, страны и мира. «Таких технологий сегодня нет в чисто сетевых СМИ, а пере

У партнеров

    «Эксперт»
    №44 (826) 5 ноября 2012
    Газ
    Содержание:
    Сланца очистительное пламя

    Рост добычи сланцевого и других «нетрадиционных» видов газа балансирует мировой рынок, оставляя в прошлом сверхвысокие цены и региональный дефицит. Чтобы сохранить место под солнцем, «Газпрому» неизбежно придется заняться повышением эффективности своего бизнеса

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама