Поделили на четверых

Русский бизнес
Москва, 05.11.2012
«Эксперт» №44 (826)
Рынок железнодорожных перевозок в России можно считать сложившимся: определились все ключевые игроки отрасли, которые берут ее под контроль

Фото: ИТАР-ТАСС

За последний год отрасль железнодорожных перевозок сильно изменилась. Если раньше здесь безраздельно властвовали РЖД, то после приватизации их ключевых активов появились новые игроки. Сейчас главный — компания UCLH (структура Владимира Лисина), купившая у РЖД Первую грузовую компанию. После череды поглощений не так давно образовались еще две частные крупные структуры — Globaltrans и «Финансовый альянс» (основа формирующейся железнодорожной транспортной компании АФК «Система»). И вот на сцену выходит очередной серьезный игрок.

Неделю назад «Нефтетранссервис» приобрел «Транс-М» и увеличил свой парк полувагонов с 31,7 до 35,4 тыс. штук. А на днях ФАС дала добро на участие «Нефтетранссервиса» в сделке по приобретению еще одного участника рынка железнодорожных перевозок — «Евразтранса». Сумма сделки может составить 250 млн долларов. На кону стоит 4,8 тыс. вагонов, преимущественно (85%) универсальных полувагонов. В случае успеха «Нефтетранссервис» расширит свой парк до более чем 40 тыс. полувагонов, выйдя по этому показателю на третье место среди частных компаний.

Уже можно говорить о том, что эта четверка и поделит рынок железнодорожных перевозок. Хотя их совокупная доля в парке не доходит и до половины, новых крупных игроков, скорее всего, больше не появится: эти четверо приобрели самые большие куски частного парка, и они же являются главными кандидатами на приобретение транспортных железнодорожных предприятий второго-третьего десятка, готовых к продаже.

Все запали на полувагоны

С момента образования РЖД и до конца 2011 года доля частных операторов железнодорожных перевозок возросла до 70%. По мере либерализации этого рынка, то есть передачи парка Российских железных дорог частным операторам и сокращения непосредственного участия РЖД в управлении подвижным составом, в отрасль пришли частные инвестиции, появились лизинговые компании, всевозможные частные перевозчики — на любой вкус и цвет. К концу 2011 года в России было более 2 тыс. собственников 1 млн вагонов. При этом большинство этих операторов рынка оставались узкопрофильными компаниями, специализировавшимися на перевозках почти исключительно одного вида грузов (только нефти, или только руды, или только сжиженного газа). Плюс существовало множество компаний, представлявших собой транспортные подразделения индустриальных гигантов — в полном соответствии со старой советской привычкой директоров сосредоточить все нужное для жизни под вывеской родного предприятия. Многие из таких кэптивных перевозчиков были крупными структурами — «Евразтранс», «ММК-Транс», «Башнефть». Но большая часть парка оставалась на балансе РЖД, в рамках Первой грузовой компании с почти 200 тыс. вагонов, Второй грузовой компании со 150 тыс. вагонов, «Трансконтейнера» с 24 тыс. вагонов.

К концу 2011 года 2 тыс. вагонов в управлении имели менее 30 компаний. На практике это означало, что работа отрасли оказалась малоэффективной, компании — привязаны к конкретному грузу или конкретному заказчику. У небольших операторов просто не был

У партнеров

    «Эксперт»
    №44 (826) 5 ноября 2012
    Газ
    Содержание:
    Сланца очистительное пламя

    Рост добычи сланцевого и других «нетрадиционных» видов газа балансирует мировой рынок, оставляя в прошлом сверхвысокие цены и региональный дефицит. Чтобы сохранить место под солнцем, «Газпрому» неизбежно придется заняться повышением эффективности своего бизнеса

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама