Спасти магазины

Международный бизнес
Москва, 05.11.2012
«Эксперт» №44 (826)
Несмотря на рост британской экономики, с улиц городов исчезают магазины — по пять в день. В стране задумались над тем, как сохранить торговые улицы

Фото: AP

После окончания лондонской Олимпиады британцы вновь отправились по магазинам — за новой школьной формой для детей, за зимней одеждой. Согласно данным британского Бюро национальной статистики (ONS), розничные продажи (за вычетом бензина) в сентябре 2012 года оказались на 2,9% выше, чем в сентябре 2011-го. Это помогло и британскому ВВП: в июле–сентябре он вырос на 1%.

Казалось бы, хорошие новости для ритейла, особенно накануне Рождества. Однако одновременно с данными о росте розничных продаж была обнародована и другая статистика: за первые шесть месяцев текущего года в Британии закрылось 953 сетевых магазина, в то время как за весь прошлый год — 174. Многие розничные бренды вообще исчезли. О банкротстве объявили спортивные магазины JJB Sports, сеть магазинов открыток Clinton Cards, продавец компьютерных игр Game, шоколадная сеть Thornton’s, одежная Peacocks и обувная Barratts. Многие сетевые ритейлеры намерены сократить число магазинов и сосредоточиться на продаже товаров через интернет.

Британские газеты забили тревогу: статьи под заголовками «Торговым улицам грозит исчезновение» появляются с завидной регулярностью. В октябре для спасения розницы под руководством министерства бизнеса была создана специальная рабочая группа. В нее вошли представители ритейла, владельцы коммерческой недвижимости, ассоциация местных властей и банки Lloyds Banking Group и Royal Bank of Scotland, в которых правительство имеет контрольные пакеты акций.

Удастся ли воспрепятствовать исчезновению торговых улиц, будет зависеть от перемен, происходящих в стране, и от того, как на эти перемены отреагируют ритейлеры. В настоящее время в Британии низкая рождаемость, а значит, население стареет и, как результат, становится менее мобильным. К тому же у британцев растет аппетит к онлайн-шопингу. По данным компании Kelkoo, владеющей одноименным торговым интернет-сервисом, в 2011 году продажи товаров через интернет в Британии составили 80,8 млрд долларов, или 12% всего розничного оборота. А еще в 2008 году в интернете совершалось всего 8,6% покупок. В нынешнем году ожидается рост оборота интернет-розницы еще на 14% — до 92,1 млрд долларов (13,2% всего розничного оборота). Причем британцы используют интернет для покупок куда чаще своих континентальных соседей (см. график 1) и даже американцев (в США на интернет приходится 9% всех розничных продаж).

Структурная перестройка

Пустые витрины и заброшенные магазины в последние два года стали типичным зрелищем на улицах британских городов, особенно небольших. По данным консалтинговой компании Local Data Company, сегодня пустуют 14,6% всех магазинов. Причина закрытия — многочисленные банкротства. Двойная рецессия и высокая безработица заставили британцев экономить. «Потребители серьезно изменили свои ожидания, поэтому они предпочитают выплачивать долги по кредитным картам и потребительским кредитам, нежели тратить деньги на покупки. И это не могло не сказаться на ритейлерах», — говорит экономист банка Nationwide Роберт Гарднер.

Резкий рост ч

У партнеров

    «Эксперт»
    №44 (826) 5 ноября 2012
    Газ
    Содержание:
    Сланца очистительное пламя

    Рост добычи сланцевого и других «нетрадиционных» видов газа балансирует мировой рынок, оставляя в прошлом сверхвысокие цены и региональный дефицит. Чтобы сохранить место под солнцем, «Газпрому» неизбежно придется заняться повышением эффективности своего бизнеса

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама