Загадка научного мировоззрения

Книги
Москва, 05.11.2012
«Эксперт» №44 (826)
Последовательное исследование четырех групп проблем: происхождение человека, устройство его психики, развитие Вселенной и отношения с Богом

Эта интереснейшая книга — подведение итогов естествознания XIX века крупным ученым. И не просто ученым. Существует такая социальная роль — главный защитник естественнонаучного мировоззрения. В разное время ее играют разные люди: когда-то Гексли, сейчас, пожалуй, Докинз. В конце XIX века эту роль играл Эрнст Геккель.

Сейчас Геккель более известен как создатель термина «экология» и пропагандист филогенетики, рисовальщик «древ происхождения», автор «метода тройного параллелизма» и «биогенетического закона». В конце XIX века его имя символизировало прежде всего крах антропоцентрического мировоззрения. «Мировые загадки» — завершающая книга жизни Геккеля, его научное завещание.

Книга, выводящая человека из центра мироздания на периферию и в этом смысле продолжающая работу Коперника, выстроена как попытка решения загадок Э. Дюбуа-Реймона. В 1872 году этот ученый обозначил список загадок естествознания: происхождение материи, движения, жизни, целевой направленности жизни, ощущений, разума и языка, свободной воли. И Геккель показывает, как наука решает эти загадки.

Он последовательно исследует четыре группы проблем: происхождение человека, устройство его психики, развитие Вселенной и отношения с Богом, то есть четыре части книги посвящены биологии, психологии, физике и теологии.

В первой части изложена история науки (преимущественно биологии) от Аристотеля до конца XIX века. Это работа широчайшего охвата просто напрашивается на сопоставление с подобным текстом, подводящим итоги века ХХ, только нет его. Далее — происхождение человека и доказательства его родства с животными (речь идет о локализации психических функций в мозге и их биологической составляющей, материальной основе психической жизни).

В общий обзор естествознания входят представления о космологии, возникновении Вселенной. Здесь Геккель, излагая физику, легко отрицает второе начало термодинамики. Ему не нравится тезис Клаузиуса о возрастании энтропии, который влечет за собой вывод о начале и конце мира. Он верит в вечно движущийся неизменный мир и потому отказывается от законов термодинамики, принимая, однако, закон сохранения материи.

Можно обратить внимание на удивительное обстоятельство. За прошедший век наука очень изменилась, факты теперь совсем иные. То, что Геккелю казалось неизменным и прочно доказанным наукой, теперь читается как старинное суеверие, что он решительно отрицал — теперь признанный факт. То есть сама наука изменилась очень сильно. А вот научное мировоззрение — нет. Те общие выводы, которые Геккель делал из тогдашних фактов, настроение, общие контуры устройства мировоззрения — всё это осталось неизменным. Если брать научные факты, его книга крайне устарела и ее интересно читать с исторической точки зрения — вот как, оказывается, выглядел передний край науки сто лет назад. Если брать научное мировоззрение, то интерес к чтению обратный: современные тексты на эту тему до мелочей повторяют Геккелеву систему. Может быть, это свидетельствует о верности научного мировоззрения, но

У партнеров

    «Эксперт»
    №44 (826) 5 ноября 2012
    Газ
    Содержание:
    Сланца очистительное пламя

    Рост добычи сланцевого и других «нетрадиционных» видов газа балансирует мировой рынок, оставляя в прошлом сверхвысокие цены и региональный дефицит. Чтобы сохранить место под солнцем, «Газпрому» неизбежно придется заняться повышением эффективности своего бизнеса

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама