Бегом за обезьяной

Сергей Сумленный
12 ноября 2012, 00:00

В берлинском стартапе молодые французы разрабатывают компьютерные игры для спортивных тренажеров. Интегрирование видеоигр в скучные велотренажеры должно повысить посещаемость фитнес-клубов и снизить показатели текучки среди клиентов

Фото: Сергей Сумленный
Видеоигры дают посетителям фитнес-центров все то, чего им не хватает в обычных занятиях на тренажерах, уверен один из двух совладельцев компании Vescape Жером Фейс

«Вот, смотрите, это игра с обезьянками — пилотами гоночных машин. Игрок контролирует свою обезьянку и участвует в гонках», — когда худощавый 27-летний Жером Фейс рассказывает о своих играх, его лицо начинает светиться. Увлеченность молодого бизнесмена можно понять. Его компания Vescape — практически единственная на многообещающем рынке видеоигр, интегрированных в спортивные тренажеры.

«Если ты действительно серьезно занимаешься спортом, то после занятий у тебя выделяются гормоны, вызывающие удовольствие. Ты вроде бы и вымотан, но тебе хорошо. А при игре в компьютерные игры выделяются другие вещества — допамины. И от них тоже хорошо. А мы комбинируем оба эти выброса, чтобы люди еще крепче были привязаны к спорту», — поясняет молодой бизнесмен. Интеграция игр и тренажеров в исполнении стартапа Vescape (сокращение от Virtual Escape) действительно очень глубокая. Речь идет далеко не о том, чтобы просто транслировать компьютерную игру на экран, вмонтированный в тренажер. Успех игрока напрямую зависит не только от того, как ловко он управляется с джойстиком, но и от того, как быстро он крутит педали: «Наша игровая консоль совместима с любыми профессиональными фитнес-тренажерами — с велотренажером, степпером, кардиотренажером. Игрок не просто управляет персонажем с помощью кнопок на ручках тренажера. Сама консоль имеет обратную связь с тренажером и может регулировать сопротивление педалей. Например, чем быстрее ты крутишь педали на велосипеде, тем быстрее движется твой персонаж. И наоборот, если твой герой на экране едет в гору, то и педали крутить становится тяжелее. Или вот та же игра с гонками обезьянок. В этой игре у тебя есть оружие, например, можно кидать в противников змей. Если змея попадает в противника, он начинает ехать медленнее. Это значит, что если ты играешь против других людей в сети и попадаешь в машинку своего противника, то человеку становится труднее крутить педали!»

Ландшафты ни при чем

Идея интегрировать компьютерные игры и спортивные тренажеры пришла в голову двум французским студентам с опытом учебы в Великобритании, Германии и России два года назад. Именно тогда Жером Фейс и Жан-Батист Молль пришли к выводу, что большинство современных фитнес-центров до невозможности скучны. «Жан-Батист ходил в фитнес-клуб в Лондоне и каждый раз видел одно и то же — скуку. Ему было скучно, и другим клиентам было скучно. Люди занимаются на тренажерах, параллельно читая газеты или книги, — рассказывает Жером Фейс. — Поэтому мы подумали: а не использовать ли экраны, которыми оснащены почти все тренажеры, для компьютерных игр? Сначала мы полагали, что все зависит от обстановки. Мол, когда бегаешь трусцой на природе, время проходит быстро, а в фитнес-студии время тянется, и все потому, что в фитнес-студии не такое интересное окружение. И мы стали пытаться моделировать виртуальное окружение. Но этот подход оказался ошибочным», — вспоминает бизнесмен.

Достаточно быстро основатели компании поняли, что скука в тренажерном зале вызвана не искусственной обстановкой, а отсутствием общения и соревнования. «Посмотрите, почему люди записываются в теннисный клуб или футбольный клуб и остаются там по десять лет? И спустя два-три месяца никто не говорит: ах, мне скучно. Потому что там интересно, там они общаются с новыми друзьями и постоянно добиваются новых успехов. Вот эти три вещи — основополагающие для связи человека и спортклуба. А в фитнес-студии нет ни одного их этих трех аспектов. И тогда мы подумали: так при чем тут виртуальные ландшафты? — продолжает Жером Фейс. — Нам нужны не ландшафты, а видеоигры! По статистике, сегодня молодые люди в возрасте от 8 до 18 лет проводят за играми столько же времени, сколько в школе. Видеоигры дают пользователям все то, чего им не хватает в фитнес-центре: развлечение, соревнование, общение. Так пусть люди играют в видеоигры в фитнес-центре. Когда мы рассказали об этом нашим друзьям, они гораздо более заинтересовались этой идеей, чем после наших первых рассказов про виртуальные ландшафты».

Первоначальная идея быстро начала воплощаться. Практически сразу же после основания стартап получил финансирование и в 2011 году на Международной фитнес-ярмарке в Берлине представил прототип велотренажера, интегрированного с видеоприставкой. «После этого мы получили еще один транш на финансирование — от берлинской мэрии и от Европейского социального фонда. За два года объем финансирования составил 250 тысяч евро. В итоге мы развили продукт и уже в 2012 году представили готовый товар крупнейшим компаниям — производителям тренажеров. И сейчас мы готовимся отгрузить первую партию приставок в фитнес-центры Берлина, в том числе в спортзал Гумбольдтовского университета», — говорит Жером Фейс.

По мнению стартаперов, рынок фитнес-центров уже давно созрел для интегрированного продукта. Несмотря на дороговизну переоборудования обычного фитнес-тренажера в тренажер с играми (оснащение тренажера стоит около 2 тыс. евро при цене самого тренажера от 3 до 10 тыс.), установка видеоигр может кардинально решить проблему текучки клиентов в клубах, а именно она является главной проблемой фитнес-индустрии. «В среднем уровень текучки клиентов в фитнес-клубе в Германии составляет 50 процентов. Это значит, что каждый год половина клиентов уходит. Чтобы противодействовать этой тенденции, компании приходится вкладывать огромные средства в поиск новых клиентов. С помощью скидок, спецпредложений и так далее они пытаются завлечь новых людей. А в каком-нибудь футбольном клубе уровень текучки составляет лишь 10 процентов, потому что люди совершенно иначе мотивированы. Так вот, наша задача — снизить с помощью нашего продукта уровень текучки в фитнес-клубе до уровня футбольного клуба. Ведь на наших консолях игры работают и в многопользовательском режиме, а значит, можно устраивать соревнования, которые и привлекают людей в обычных клубах. В результате, например, можно договориться, что в десять утра вы встречаетесь в фитнес-центре и начинаете велогонки. И точно будете знать, кто выиграл», — говорит Жером Фейс.

Отличные перспективы

Впрочем, психологическая привлекательность игр не единственная сильная сторона Vescape. Компания, в которой на постоянной основе работают шесть человек, изначально понимала бесперспективность конкуренции с крупными производителями тренажеров и сконцентрировалась не на выпуске самих тренажеров, а на предоставлении услуг по их доработке. «Наша сила в том, что мы не стараемся делать тренажеры, мы производим только компьютерные приставки к тренажерам и игры для них. То есть для нас крупнейшие производители тренажеров с их всемирными сетями распространения товара не конкуренты, а партнеры. При этом мы стараемся быть максимально гибкими. Так, игры могут работать и с интегрированными экранами, и с дополнительными внешними экранами. Таким образом, наши игры годятся для любых тренажеров», — говорит Жером Фейс.

Другое бизнес-решение компании, призванное упростить распространение производимых ею игровых приставок, — отвязывание консолей от конкретного производителя игр. Хотя первые игры для консолей произвела сама Vescape, в будущем планируется предоставить владельцам фитнес-центров возможность самим покупать игры у любых внешних производителей. Фактически Vescape создает такую же онлайн-платформу для своих приставок, как AppStore: каждый разработчик может написать свою игру и загрузить ее в этот магазин. А владельцы клубов могут купить ее и загрузить на свои приставки.

В целом же основатели компании полагают, что немецкий рынок с его более чем 7 тыс. фитнес-клубов предоставляет для видеоигр огромный рынок сбыта. «Сейчас есть два основных тренда, интересных для нас. Во-первых, это фитнес-клубы, ориентированные на молодежь. Эти клубы могут быть отлично оборудованы исключительно тренажерами с играми. Во-вторых, это фитнес-дискаунтеры — клубы, членство в которых стоит не 50 евро в месяц, как в больших клубах с тренерами и занятиями, а 20 евро в месяц, но в них клиент получает только доступ к тренажерам и ничего больше. Вот для таких клубов наличие развлекательной программы с играми в тренажерах может быть очень интересно», — подчеркивает Жером Фейс.

Впрочем, главным козырем продвижения товаров Vescape остается страсть людей к видеоиграм. «Видеоигры захватывают людей. Молодежь, взрослые часто играют часами, играют в режиме мультиплеера, против своих знакомых. Когда мы только представляли пользователям товар для тестирования, некоторые воспринимали его недоверчиво. Говорили, что, мол, это может их отвлекать от занятий. Но на самом деле все ровно наоборот. Благодаря игре люди концентрируются на задании, проводят больше времени на тренажере и ставят более амбициозные цели, — увлеченно рассказывает молодой бизнесмен. — Это и понятно: когда ты играешь в компьютерную игру, тебя охватывает азарт, ты хочешь обязательно выиграть. Это совсем другое ощущение, чем простое занятие в спортзале».

Берлин