История в одно касание

Культура
Москва, 12.11.2012
«Эксперт» №45 (827)
Новый музей в Москве связал между собой еврейскую культуру, конструктивизм и инновации

Фото: Архив пресс-службы

Еврейский музей и центр толерантности — так звучит полное название новой институции, открывшейся в здании бывшего Бахметьевского гаража на улице Образцова. Открывали его с помпой при участии президента Израиля Шимона Переса, российского министра иностранных дел Сергея Лаврова и представителей бизнес-элиты. Гордиться действительно есть чем — это самый крупный в Европе музей, посвященный еврейской культуре, и к тому же один из самых модернизированных. Забавно, что, пока в разных областях российской жизнедеятельности еще только мечтают об инновациях или просто говорят о них, именно музей смог в полной мере задействовать современный технический потенциал.
От зарождения идеи до открытия музея прошло почти десять лет, из них около шести заняла разработка экспозиции, которой занимался гуру музейного дизайна Ральф Аппельбаум, на счету которого около 500 проектов по всему миру — от мемориального Музея принца Альберта в Лондоне до президентской библиотеки имени Ельцина в Екатеринбурге. Его же бюро занималось и экспозицией музеев холокоста в Хьюстоне и Вашингтоне и Еврейского музея в Нью-Йорке. Сложнейшую экспозицию в Москве монтировали меньше года — с тех пор, как здание освободил квартировавший здесь около двух лет центр современной культуры «Гараж». Проект обошелся в 50 млн долларов, но результат стоит и затраченного времени, и средств.

Бахметьевский гараж — один из немногих реализованных и сохранившихся до наших дней памятников конструктивизма, он построен в 1926–1927 годах по проекту архитектора Константина Мельникова и инженера Владимира Шухова (в будущем им и истории конструктивизма в России планируется посвятить отдельный зал). Здание, план которого имеет форму параллелограмма (для удобства автобусных маневров) спроектировано без внутренних опор, со свободным пространством в 8,5 тыс. квадратных метров, так что и «Гараж», и новый музей были вольны выстраивать экспозицию, повинуясь лишь собственной фантазии. По словам председателя совета директоров музея Боруха Горина, само слово «музей» в данном случае приобретает новое значение. У музея пока достаточно скромная коллекция исторических артефактов (среди раритетов — Арон-кодеш, священный ковчег для хранения Торы конца XVIII века, свиток Торы и корона Торы рубежа XIX–XX веков), но зато максимум интерактива, который с первых же шагов захватывает зрителя. Здесь все движется, поет, говорит и показывает, стоит лишь коснуться пальцем тач-дисплея; все разделы нашпигованы звуковым сопровождением и экранами с видеопроекциями и раскрывающейся информацией. Все эти сменяющие друг друга одним движением руки картинки могли бы быть пустой игрушкой (как это иногда случается на выставках), если бы не содержали смысла. Вся экспозиция — как многослойный пирог. Можно вскользь пробежаться по основным историческим вехам (от сотворения мира до наших дней), а можно утонуть в огромном объеме собранных по всему миру документов и в четырнадцати часах видео- и аудиоматериалов, записанных специально для музея, и тогда экскурсия р

У партнеров

    «Эксперт»
    №45 (827) 12 ноября 2012
    Министерство обороны
    Содержание:
    К оружию

    Сергею Шойгу досталась уже реформированная его предшественником армия. Поправив самые одиозные детали этой реформы, он устранит хронический конфликт военных с министерством, длившийся при Сердюкове. Договориться с военно-промышленным комплексом будет сложнее

    Международный бизнес
    Частные инвестиции
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама