Таблица умножения инфраструктуры

Экономика и финансы
Москва, 12.11.2012
«Эксперт» №45 (827)
Федеральный закон о государственно-частном партнерстве снимет ряд ограничений для запуска инфраструктурных проектов в регионах, однако масштабного потока проектов ожидать не стоит

Рисунок: Игорь Шапошников

Инвестиции в инфраструктуру становятся все более жестким императивом российской экономики. Без развития и модернизации сети автомобильных и железных дорог, портов и аэропортов, комплекса коммунальной и социальной инфраструктуры невозможны ни развитие разнообразных бизнесов, ни нормальная жизнь людей.

С каждым годом становится все более очевидно, что привычные источники финансирования инфраструктурных проектов, а именно бюджет и средства крупных корпораций, оказываются исчерпанными. Возможности бюджета резко просели в кризис — объем финансирования капитальных вложений со стороны государства был сокращен на 30% (причем это по номиналу, без учета инфляции) и по многим позициям так и не восстановился до сих пор. Потенциал инвестиций в инфраструктуру со стороны крупных корпораций, таких как РЖД или ФСК, также серьезно ограничен: мешает высокая закредитованность этих компаний и отсутствие перспектив покрытия затрат по ряду проектов только за счет тарифной составляющей. Из этого вытекает необходимость задействовать достаточно новые — у нас, в России, но широко используемые в ряде стран — подходы к организации инфраструктурного развития на основе принципов государственно-частного партнерства (ГЧП). Ведь денег на рынке гораздо больше, чем в бюджете.

На прошедшей неделе разработанный Минэкономразвития проект федерального закона о ГЧП стал доступен для публичного обсуждения. Зачем понадобился федеральный закон при шести десятках региональных законов? Какие конкретные проблемы ГЧП-проектов способны снять нормативные новации? Можно ли надеяться, что штучные проекты государственно-частного партнерства превратятся в конвейер?

Конструктор для регионов и инвесторов

«Законопроект “Об основах ГЧП в субъектах РФ и муниципальных образованиях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ” намеренно сделан достаточно гибким, — говорит Мария Ярмальчук, начальник отдела департамента инвестиционной политики и развития ГЧП Минэкономразвития. — У нас есть опыт работы по закону “О концессиях” — ряд потенциальных проектов не вписались в него, так как он регулирует только одну из возможных моделей ГЧП, BTO(от build, transfer, operate. — Эксперт”), и очень детально регламентирует все отношения сторон. Каждый проект ГЧП уникален по распределению рисков и обязательств между сторонами, выбору финансовой модели. Должно быть рамочное регулирование, которое бы позволяло регионам — субъектам федерации, муниципалитетам — четко, но гибко формировать партнерства с частным бизнесом под конкретные проекты».

Законопроект снимает часть барьеров, перед которыми пасовали ГЧП-проекты в регионах. Например, сегодня, если в составе того или иного проекта ГЧП фигурирует земельный участок, необходимо проводить отдельный конкурс по земле. И победители конкурса по всему проекту, с одной стороны, и по земельному участку — с другой, вообще говоря, могут не совпасть. Законопроект предусматривает возможность единого конкурса.

Кроме того, проект устанавливает долгосрочный механизм компенсации

У партнеров

    «Эксперт»
    №45 (827) 12 ноября 2012
    Министерство обороны
    Содержание:
    К оружию

    Сергею Шойгу досталась уже реформированная его предшественником армия. Поправив самые одиозные детали этой реформы, он устранит хронический конфликт военных с министерством, длившийся при Сердюкове. Договориться с военно-промышленным комплексом будет сложнее

    Международный бизнес
    Частные инвестиции
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама