BYOD в России

19 ноября 2012, 00:00

В России в целом прослеживаются те же тенденции, что и в мире, только BYOD у нас внедряется с некоторой задержкой, хотя программные средства для реализации этой стратегии у нас доступны в полной мере. Николай Романов, технический специалист Trend Micro, говорит, что его компания масштабного перехода на BYOD пока в России не отмечает, хотя заметен перенос операций на мобильные устройства. При этом оговаривается, что в сегменте малого и среднего бизнеса (в организациях численностью до сотни человек) ситуация существенно иная, в них, по его словам, «BYOD в известном смысле работала и до ввода этого термина в обиход». Иван Батов, руководитель отдела инфраструктурных решений компании «Астерос», уточняет, что, по подсчетам его компании, этой тенденцией в России охвачено 30% фирм. Но даже разрешая своим работникам пользоваться корпоративными сервисами с личных устройств, отечественные компании редко задумываются о налаживании системного управления и контроля за доступом к информационным ресурсам. По словам Ивана Батова, применение личных девайсов никак не прописывается в корпоративных политиках, регламентах и стандартах и носит стихийный характер.

При этом есть и примеры полноценного внедрения BYOD: например, в российских представительствах соответствующих иностранных компаний или вышеприведенный опыт «Русгидро». Причем сохраняются даже такие непривычные для России элементы корпоративной культуры, как компенсация вместо корпоративного устройства. Так, в Citrix выплачивается 2000 долларов на покупку ноутбука, а в Cisco раз в три года компенсируется 7500 рублей на покупку телефона.

Однако, как и во всем мире, экономический фактор не главный, основной стимул — это желание топ-менеджеров или чиновников иметь возможность работать с личных устройств. Дмитрий Смоляров, начальник департамента информационных технологий «Русгидро», предположил, что решение, реализованное в компании по инициативе руководства, будет окупаться лишь в том случае, если количество пользователей возрастет на порядок, человек до двухсот. Он считает правильным обеспечить персоналу удобство пользования ИТ-услугами. Согласно опросу компании «АйТи», проведенному в 2011 году, первые два места в использовании мобильных устройств в служебных целях прочно занимали топ-менеджеры и руководители подразделений. Что касается государственных учреждений, то, например, при модернизации информационной системы мэрии Ярославля компания Fujitsu должна была обеспечить возможность работы с ней с мобильных устройств. Фирма «Роснано-Информ» провела для родительской компании разработку мобильных клиентов, позволяющих пользователю иметь полноценный доступ к электронному документообороту. Она создала приложения для iPad и iPhone, а также позволила обрабатывать поручения и комментировать документы на устройствах с MS Outlook.

Кардинальное отличие России — повышенная подозрительность служб безопасности. Например, банки пока практически не рассматривают возможность внедрения BYOD. Но в остальных отраслях отношение более взвешенное. Дмитрий Смоляров говорит: «При расширении возможностей данные могут попасть под угрозу, но мы обеспечиваем безопасность доступа к ним установкой клиента, который позволит стереть данные в нужный момент. Пока мы в начале пути, но считаю, что важно выстроить организационные процессы управления мобильными устройствами, отработать процедуры обслуживания пользователей. Не менее важно сознавать уровень рисков: мы никогда не будем управлять гидростанцией с сотового телефона, но использование мобильных устройств в поддерживающих основную деятельность бизнес-процессах вполне приемлемо».