Деловая конъюнктура

19 ноября 2012, 00:00

Неурожай и европейская рецессия тормозят ВВП РФ; Обработка сжимается за счет потребительских товаров; Авторынок идет на рекорд

На минувшей неделе Росстат опубликовал оценку роста ВВП в третьем квартале — 2,9% к июлю—сентябрю 2011 года, это выше появившихся еще в конце октября предварительных расчетов МЭР. В формате к предыдущему кварталу с сезонным выравниванием это дает оценку 2,7–2,9% годовых (первая цифра — со сглаживанием), тогда аналогичный подсчет на базе данных МЭР показывал всего лишь 2,2%.

Разница в том, что Росстат добавляет подсчеты продукции сферы услуг, которая растет сейчас быстрее отраслей материального производства. Хотя в этих подсчетах многое вызывает вопросы, например невероятно быстрый рост сектора финансовых услуг и дефляция в этом секторе, несколько улучшающая общую цифру экономического роста страны.

Из-за неблагоприятного внешнеэкономического фона и отсутствия роста спроса на экспортную продукцию, к которым в последние месяцы присоединилось еще и влияние низкого урожая, среднеквартальные темпы экономического роста России в этом году заметно ниже 3% годовых. Тем не менее прирост ВВП по итогам года имеет хорошие шансы «дотянуться» до прогноза МЭР в 3,5% из-за «эффекта базы» — более быстрого роста ВВП по кварталам в прошлом году.

Плохой урожай, по-видимому, сказался на объемах выпуска в обрабатывающих производствах в октябре, которые снизились по отношению к предыдущему месяцу на 1,6% — это самое крупное месячное сокращение с июня 2010 года.

На сей раз причины спада в промышленности чисто внутренние, и затронули они в первую очередь секторы, работающие на внутренний рынок: выпуск продовольствия, одежды и обуви, деревообработку и производство мебели, нефтепереработку, изготовление машин и оборудования, железнодорожное машиностроение. Немного стал сокращаться и выпуск автомобилей, вероятно, в связи с постепенным насыщением рынка. Впрочем, возможно, спад промышленного производства в некоторой степени является статистическим артефактом из-за погрешностей, связанных с элиминированием влияния двух лишних рабочих дней в октябре.

Как бы то ни было, темпы кредитования производственного сектора, которые можно рассматривать как опережающий индикатор цикла, не указывают на ожидания развития спада. Они сохраняются в последние месяцы на уровне 16–17% годовых, слегка ускорившись против первой половины года. 

В конце недели вышли долгожданные данные о динамике выпуска в еврозоне, которые подтвердили то, что прогнозировалось на основе опросных индексов, а именно техническую рецессию, то есть спад ВВП два квартала подряд, вторую после рецессии 2008 года. Правда, спад небольшой — и в прошлом квартале, и в нынешнем это примерно 0,5% год. При этом дела в европейской «большой четверке», не так уж плохи: во Франции спад сменился небольшим ростом; Германия сохраняет рост, хотя и замедляющийся; в Италии и Испании зафиксирован спад, но и он замедляется. Три квартала рецессии в Великобритании сменились быстрым ростом.

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России в октябре увеличились по сравнению с тем же месяцем 2011 года на 5%, до 253,7 тыс. штук, сообщил комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Данные другого авторитетного провайдера отраслевой статистики, агентства «Автостат», несколько иные: 242,4 тыс. проданных автомобилей и рост к октябрю прошлого года на 10,2%. Так или иначе, посткризисный восстановительный рост продаж новых автомобилей продолжается, хотя темпы его снижаются. Фактически мы сейчас выходим на пиковый докризисный уровень продаж — около 250 тыс. машин в месяц продавалось в самом «горячем» докризисном втором квартале 2008 года. В кризис рынок провалился до 100 тыс. продаж в месяц (дно было достигнуто на стыке 2009-го и 2010 года), и вот уже почти три года рынок растет.

Согласно прогнозам АЕБ, по итогам текущего года в стране будет продано 2,85 млн пассажирских автомобилей и легкого коммерческого транспорта. Это перекроет не только показатели прошлого года (2,5 млн), но и докризисный рекорд 2007 года (2,79 млн). Оснований ожидать остановки расширения рынка пока нет — уровень автомобилизации россиян все еще серьезно отстает от стран — мировых лидеров по этому показателю, а денежные доходы граждан растут быстрее, чем дорожают машины. Так, если средняя долларовая зарплата в России в 2011 году выросла по отношению к 2007-му на 15,3% (с 693 до 799 долларов в месяц), то средняя фактическая цена проданного автомобиля увеличилась за этот же период лишь на 8,8% (с 21,7 тыс. до 23,6 тыс. долларов). Соответственно, если пять лет назад новый автомобиль стоил среднестатическому россиянину 2,6 года работы, то в прошлом году — 2,4 года.