Попасть в историю

Экономика и финансы
Москва, 19.11.2012
«Эксперт» №46 (828)
Бюро кредитных историй готовятся работать по западному образцу — собирать всю возможную информацию, например, по платежам за свет, воду или телефон. Только вот дешевле кредиты для добросовестных граждан пока не будут

Рисунок: Игорь Шапошников

Ни один банк не решится выдать ссуду, не проанализировав потенциального заемщика как можно тщательнее. Особенно важно это делать в периоды роста портфеля (сейчас портфели растут на рынках кредитов наличными и кредитных карт): ведь невозможно наращивать его только за счет первоклассных заемщиков. У финансовых институтов есть два выхода: либо взвинчивать ставки по кредитам, либо активно работать с информацией о платежной дисциплине своих клиентов. Однако даже самый крупный банк не в силах собрать данные о прошлом всех своих возможных должников. Зато эта информация есть у бюро кредитных историй (БКИ).

Первые БКИ возникли в России в 2005 году, когда вступил в силу закон «О кредитных историях». Он обязал кредитные учреждения заключать договор хотя бы с одним бюро и предоставлять туда информацию о своих должниках. В обмен банк получал возможность запрашивать в БКИ кредитные отчеты — данные о прошлых и действующих кредитах интересующих его клиентов. Сегодня российские бюро кредитных историй хотят стать такими же мощными, как на Западе: они готовы собирать о потенциальных заемщиках все возможные сведения.

Останутся сильнейшие

Первое время после принятия закона «О кредитных историях» банки — особенно специализирующиеся на потребкредитах — предпочитали создавать собственные бюро. Они не хотели делиться конфиденциальной информацией о клиентах со всем рынком. Однако поскольку заемщиков нельзя было прикрепить к одному кредитору, очень скоро банкам потребовался доступ к данным, хранящимся в чужих бюро. Рынок начал сжиматься вокруг бюро, которые работали с несколькими банками, а не с одним.

Яркий пример консолидации БКИ — начавшееся в 2009 году слияние двух крупных бюро: «Инфокредита», обслуживавшего Сбербанк, и «Экспириан-Интерфакс». Влияние этой сделки на рынок очевидно: Сбер аккумулировал огромный объем информации о заемщиках (его доля рынка розничных кредитов — порядка 32%), которая после слияния стала доступна остальным банкам. В нынешнем году сделка была завершена — на рынке появилось Объединенное кредитное бюро (ОКБ).

Сегодня существует 26 БКИ, три из которых — ОКБ, Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) и «Эквифакс» — аккумулируют порядка 90% информации на рынке кредитных историй и, скорее всего, в ближайшем будущем поглотят своих скромных конкурентов. «Время маленьких БКИ проходит, — констатирует Николай Мясников, заместитель генерального директора ОКБ. — Самим банкам, с которыми они аффилированы, неинтересно работать с “малышами”, поскольку приходится платить столько же, а может, и больше, чем “большой тройке”, и при этом получать в десятки раз меньше информации». БКИ уже накопили внушительные объемы информации по заемщикам: к примеру, в базе ОКБ хранится 88 млн кредитных историй, у «Эквифакса» — более 91 млн историй. Сразу оговоримся: количество кредитных историй не соответствует числу заемщиков. На одного должника в бюро может храниться несколько историй, если, к примеру, он брал ссуды в разных фининститутах. Тем не менее представители розничных

У партнеров

    «Эксперт»
    №46 (828) 19 ноября 2012
    Борьба с коррупцией
    Содержание:
    Без резких движений

    В России идет борьба с коррупцией. Это не просто политическая кампания, а социальный процесс. Его итогом будет медленное очищение государственного аппарата

    Потребление
    На улице Правды
    Реклама