Visa завела кошелек

Дмитрий Яковенко
26 ноября 2012, 00:00

Мировые платежные системы хотят зарабатывать на российском рынке виртуальных платежей. Нашим игрокам это выгодно

Иллюстрация: Эксперт Online
Электронный кошелек Visa Qiwi Wallet, к которому привязана карта Visa

Соглашение о стратегическом сотрудничестве между компанией Visa и группой Qiwi — одним из основных игроков на рынке российской электронной коммерции — было подписано на прошлой неделе. Одновременно представлен совместный продукт компаний — электронный кошелек Visa Qiwi Wallet, к которому привязана карта Visa. Зарегистрировал аккаунт в системе Qiwi — стал обладателем пластика. Хочешь — плати в интернете, хочешь — снимай деньги в банкомате.

Оговоримся сразу: новый платежный инструмент собран из функционала предыдущих продуктов Qiwi. Изначально Qiwi-кошелек представлял собой виртуальный счет, с которого можно совершать любые платежи от покупок в интернет-магазинах до погашения кредитов и уплаты налогов. Затем компания предложила пользователям привязать к кошельку карту Visa Virtual. Она не имеет физического воплощения, но пригодна для оплаты товаров и услуг по сети в любом магазине, работающем с системой Visa. Это решило вопрос с оплатой товаров в иностранных интернет-магазинах, не сотрудничающих напрямую с Qiwi. Наконец, в ноябре прошлого года Qiwi начала выпускать уже не виртуальные, а полноценные пластиковые карты Visa, пригодные для покупок в офлайне и снятия наличных в банкоматах. Так что на деле ни принципиально новых сервисов, ни новых возможностей в связи с Visa Qiwi Wallet аудитория Qiwi не получит.

Купите интернет-банкинг

Зато для Qiwi партнерство открывает большие перспективы — прежде всего за счет резкого увеличения числа банков, которым компания может продать свой сервис интернет-банкинга (каковым и является Qiwi-кошелек). Ведь если раньше выпуском карт, привязанных к кошельку, занимался только КИВИ Банк, входящий в структуру группы, то теперь такую возможность получат все фининституты, объединенные платежной системой Visa. «Чтобы предложить этот продукт другим банкам, мы в рамках группы выделили в самостоятельную организацию процессинг Qiwi-кошелька, — рассказал Юрий Демидович, старший вице-президент по развитию бизнеса КИВИ Банка. —  Банку-эмитенту не нужно будет нести затраты, он сможет воспользоваться ее услугами».

Кто будет следующим после КИВИ Банка эмитентом Visa Qiwi Wallet, неизвестно, доведение процессинга до ума займет еще год. В самой Qiwi делают ставку на иностранные рынки и рассказывают о ведущихся переговорах с рядом казахстанских банков. Но потенциальные банки-клиенты есть и на российском рынке. Это в первую очередь те, кто не успел внедрить собственные системы интернет-банкинга. Эмиссия Visa Qiwi Wallet позволит им не тратить деньги и при этом зарабатывать на транзакциях.

«Примерно треть российских банков уже разработала собственный интернет-банкинг или присоединилась к одной из мультибанковских систем (HandyBank, Factura.ru), — рассказывает Станислав Волков, руководитель отдела рейтингов кредитных институтов “Эксперт РА”. — Еще столько же кредитных учреждений в интернет-банкинге вообще не заинтересованы, поскольку принципиально не работают и не планируют работать в рознице. Остается еще одна треть — и возможно, среди них найдутся потенциальные клиенты Qiwi». Кроме того, интерфейс систем интернет-банкинга во многих банках проигрывает электронной системе в удобстве и понятности.

Российские электронные платежи: большие деньги

Что касается Visa, то ее интерес к Qiwi вполне объясним. Qiwi — один из основных игроков на российском рынке электронной коммерции. Прошлогодний оборот по Qiwi-кошельку составил 67 млрд рублей, а это почти 54% объема всего рынка интернет-платежей (см. график 1). Сейчас сервис обеспечивает платежи в адрес 27 тыс. поставщиков услуг. И это без учета онлайн-магазинов, принимающих денежные переводы с кошелька.

Сотрудничество с Qiwi позволяет Visa закрепиться на российском рынке электронных платежей. Все межбанковские расчеты по Visa Qiwi Wallet будут проходить через платежную систему Visa. Кстати, полгода назад карту, привязанную к счету в системе «Яндекс.Деньги», представила MasterCard. Виртуальные карты обеих мировых платежных систем давно используют и обладатели кошельков WebMoney. А это означает, что в обозримом будущем Visa и MasterCard будут получать свой процент с подавляющего большинства транзакций по российским виртуальным кошелькам. Это в перспективе обещает международным платежным системам хороший доход, ведь российский рынок электронных платежей за последние три года вырос в пять раз (см. график 2).

По мнению Александра Цуркина, директора департамента процессинга банка «Петрокоммерц», сотрудничество между платежными системами и сервисами виртуальных денег для последних явно интереснее. Во-первых, они получают возможность выхода в сегмент физической торговли, а во-вторых, совместные проекты открывают доступ к миллионам клиентов, предпочитающих классические расчетные инструменты — карты Visa и MasterCard. «Предлагая рынку свои карты, привязанные к онлайн-кошелькам, Visa и MasterCard выходят в новые ниши, в небанковский сегмент», — рассказывает Цуркин.